21.11.2024 г. Четверг, 20:08
Главная > Новости Патриотам РФ > Российское образование: взгляд в будущее

Российское образование: взгляд в будущее

18.04.2016

ММСО-2016C 12 по 16 апреля на ВДНХ прошёл Московский международный салон образования (ММСО-2016). В официальных сообщениях Минобрнауки мероприятие названо «платформой для обмена опытом по актуальным вопросам российской системы образования». 

Одной из основных тем салона стала профессиональная ориентация школьников.

Восторженный официоз

ММСО-2016В день открытия салона его посетили многие официальные лица. «Это потрясающее событие! – оценила мероприятие вице-премьер Ольга Голодец. – Московский международный салон образования становится значимым не только на российском, но и международном пространстве».

Действительно, программа салона впечатляет: несколько сотен мероприятий в течение четырёх дней, тысячи российских и зарубежных экспертов, делегации из 30 регионов России и представители 70 международных образовательных организаций, а также целый ряд открытых площадок для основных потребителей образовательных услуг. На салоне были представлены системы общего, дошкольного и дополнительного образования, а также программы, относящиеся к так называемой «пятой четверти» – проще говоря, летние лагеря.

ММСО-2016«Салон – центральное событие года, где обсуждаются и фундаментальные проблемы образования, и будущее образования, и сценарии его развития, и образовательные технологии, продукты, программы, оборудование, за которыми будущее. Заглянуть в будущее дано далеко не всем, но все, кто приходит в эти дни на Московский салон образования, имеют такую возможность. Здесь показано будущее нашего образования», – цитирует министра образования Дмитрия Ливанова официальный сайт его ведомства.

Будущее чиновникам понравилось. Дмитрий Ливанов встретился с коллегами из Армении, Казахстана, ОАЭ и Ирана, обсудив вопросы студенческого обмена. Ольга Голодец осмотрела стенды книжных издательств, выпускающих учебную литературу, и посетила стенд Минпромторга, где ознакомилась с техническими решениями для инклюзивного образования и получила в подарок набор «Достояние России. Народные художественные промыслы». Вице-премьер познакомилась с экспозицией детских центров «Смена», «Орлёнок» и «Артек», осмотрела стенд «Мастерславля» и нескольких вузов. «Салон проходит всего третий раз, но по числу участников и посетителей видно, насколько он соответствует ожиданиям нашей системы образования», – сделала вывод Ольга Голодец.

Упор на профориентацию

ММСО-2016«Мечта начинается с детства, когда тебе рассказывают о профессии так, что хочется летать, а не так, что через 10 лет ты накопишь на телевизор», – написала в фейсбуке главный рекрутер Рунета Алёна Владимирская, курировавшая на салоне работу кластера «Профориентация». В рамках кластера на протяжении четырёх дней проходили бесплатные лекции и встречи с экспертами. Любой желающий мог пройти тест или протестировать своего ребёнка на склонность к определённым профессиям или отраслям.

На стендах партнёров WorldSkills Junior под руководством опытных тренеров школьники могли поработать на настоящем оборудовании и попробовать себя в роли сантехника, сварщика или электромонтажника (в школах такого оборудования, конечно, нет, поскольку оно требует особой квалификации преподавателей). Для детей работала студия мультипликации, парк музыкальных инструментов и площадка Lego.

ММСО-2016К сожалению, в сегодняшней системе образования существует ощутимый провал в профориентационной работе. Родители предпочитают не заглядывать в будущее и опираться на собственную логику – мол, учись на бухгалтера, это верный хлеб. Тот факт, что все бухгалтерские операции уже очень скоро будут выполняться облачными сервисами, их отчего-то не смущает. Дети зачастую вообще выбирают профессию по принципу ЕГЭ: по какому предмету легче сдать экзамен, в такой сфере они и продолжают обучение. Вузы, эффективность работы которых отныне измеряется процентом трудоустроившихся выпускников, начинают давать студентам конкретную профессию вместо общего профессионального кругозора, при этом инвестировать в исследования рынка труда вузам незачем – им-то какая разница, что будет с этим специалистом через 5-10 лет? Тем временем ситуация на рынке труда меняется так быстро, что вопрос выбора специальности встаёт не только перед школьниками, но часто и перед взрослыми людьми, которым приходится несколько раз менять сферу деятельности.

ММСО-2016По мнению экспертов, высказанному на площадке, система образования должна готовить людей, способных учиться на протяжении всей жизни, адаптироваться, системно мыслить, реализовать проекты «от и до». К сферам, в которых в ближайшем будущем появится самое большое число востребованных профессий, Алёна Владимирская относит промышленное производство, ИТ, робототехнику, средства массовой коммуникации, искусство, финансы и аграрный бизнес. Основная задача по профориентации, по всей видимости, пока остаётся на родителях, которым рекомендовано поскорее осознать, что эра юристов и экономистов подходит к концу.

Комментарий profiok.com

ММСО-2016«Сегодня в России всё происходит по инерции: школа воспринимается как подготовка для поступления в институт, вуз – как способ получить диплом о высшем образовании. Дальше – сплошные проблемы, причём как у свежеиспечённого специалиста, не обладающего востребованными навыками, так и у организаций, испытывающих дефицит квалифицированных сотрудников, – говорит заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – Можно только порадоваться за компании, у которых есть возможность самостоятельно заниматься подготовкой кадров чуть ли не с детсадовского возраста. Мы очень рады за нашего партнёра – корпорацию «МиГ», получившую на ММСО-2016 награду за проект непрерывной подготовки кадров «Набирая высоту». Это работающая модель взаимодействия между учреждением СПО (колледжем им. Годовикова), вузом (МАИ) и прямым работодателем. За ребят, которые попали в эту орбиту, можно быть спокойными, в их профессиональной карьере всё будет в порядке. Но таких примеров, к сожалению, слишком мало в масштабах страны, и об этом ответственным структурам давно пора серьёзно задуматься».

ММСО-2016Заметим, что пиар-кампания ММСО-2016 прошла с небывалым размахом. Министр образования Дмитрий Ливанов даже посетил вечернее шоу Ивана Урганта на Первом канале и написал диктант в прямом эфире. Опубликовано множество красочных фотографий, сказано немало прекрасных слов… Участники салона отмечают отличную организацию, удобную навигацию по залам павильона, слаженную работу волонтёров, чётко организованные дискуссии. Словом, ММСО прошёл феерично и красочно. Но ведь проведение мероприятия, даже такого масштабного , не самоцель, верно?

ММСО-2016Мы довольно внимательно изучили публикации соцсетей с тегом #ммсо2016. Удивительно, но подавляющее большинство из них сделано либо организаторами, либо участниками салона. Отзывов от обычных посетителей практически нет. Кстати, для многих организаций участие было обязательным, о чём свидетельствует горячее обсуждение очереди за сертификатами участника, собравшей больше народу, чем любое из мероприятий ММСО.

Мероприятия салона проходили в рабочие дни, вероятно, поэтому обычные средние школы практически не были представлены. Кто-то из пользователей соцсетей даже метко назвал экспозицию «сто и один способ сбежать из школы». Усталые учителя наскоро проводили организованные группы детей по стендам кластера «Профориентация» со словами: «Проходим по кругу и едем обратно».

Всё это наводит на мысль об очередной «Потёмкинской деревне», косметическом ремонте, красочном фасаде, за которым как был, так и остался целый ворох нерешённых проблем, которые в ближайшем будущем никто не собирается решать.

Когда же современная школа научится зажигать огоньки интереса в глазах школьников, готовых выбрать профессию, но неспособных сделать это самостоятельно? Когда появятся педагоги, готовые вести за собой и адаптироваться под каждого ученика? Когда российские дети и молодёжь начнут учиться по программам, дающим им навыки, которые им пригодятся? Когда мероприятия, подобные ММСО-2016, начнут проводиться в провинции, чтобы курс бесплатной профориентации, раз уж он недоступен в школе, смогли пройти обычные школьники из глубинки?

На все эти вопросы, такие разные, ответ, в общем-то, один. К сожалению, ни государство, ни министерство образования до сих пор не ответили для себя на вопрос, для чего нужна система образования. Как только ответ появится, будет ясно, какой она должна быть, а затем – и как это сделать. А пока ответа нет, анонсированный Дмитрием Ливановым «взгляд в будущее» оказывается секундной красочной феерией, до и после которой – туман.

Фото: пресс-служба Минобрнауки РФ, пресс-служба ЦЭРС.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прикрепить изображение