18.04.2016
C 12 по 16 апреля на ВДНХ прошёл Московский международный салон образования (ММСО-2016). В официальных сообщениях Минобрнауки мероприятие названо «платформой для обмена опытом по актуальным вопросам российской системы образования».
Одной из основных тем салона стала профессиональная ориентация школьников.
Восторженный официоз
В день открытия салона его посетили многие официальные лица. «Это потрясающее событие! – оценила мероприятие вице-премьер Ольга Голодец. – Московский международный салон образования становится значимым не только на российском, но и международном пространстве».
Действительно, программа салона впечатляет: несколько сотен мероприятий в течение четырёх дней, тысячи российских и зарубежных экспертов, делегации из 30 регионов России и представители 70 международных образовательных организаций, а также целый ряд открытых площадок для основных потребителей образовательных услуг. На салоне были представлены системы общего, дошкольного и дополнительного образования, а также программы, относящиеся к так называемой «пятой четверти» – проще говоря, летние лагеря.
«Салон – центральное событие года, где обсуждаются и фундаментальные проблемы образования, и будущее образования, и сценарии его развития, и образовательные технологии, продукты, программы, оборудование, за которыми будущее. Заглянуть в будущее дано далеко не всем, но все, кто приходит в эти дни на Московский салон образования, имеют такую возможность. Здесь показано будущее нашего образования», – цитирует министра образования Дмитрия Ливанова официальный сайт его ведомства.
Будущее чиновникам понравилось. Дмитрий Ливанов встретился с коллегами из Армении, Казахстана, ОАЭ и Ирана, обсудив вопросы студенческого обмена. Ольга Голодец осмотрела стенды книжных издательств, выпускающих учебную литературу, и посетила стенд Минпромторга, где ознакомилась с техническими решениями для инклюзивного образования и получила в подарок набор «Достояние России. Народные художественные промыслы». Вице-премьер познакомилась с экспозицией детских центров «Смена», «Орлёнок» и «Артек», осмотрела стенд «Мастерславля» и нескольких вузов. «Салон проходит всего третий раз, но по числу участников и посетителей видно, насколько он соответствует ожиданиям нашей системы образования», – сделала вывод Ольга Голодец.
Упор на профориентацию
«Мечта начинается с детства, когда тебе рассказывают о профессии так, что хочется летать, а не так, что через 10 лет ты накопишь на телевизор», – написала в фейсбуке главный рекрутер Рунета Алёна Владимирская, курировавшая на салоне работу кластера «Профориентация». В рамках кластера на протяжении четырёх дней проходили бесплатные лекции и встречи с экспертами. Любой желающий мог пройти тест или протестировать своего ребёнка на склонность к определённым профессиям или отраслям.
На стендах партнёров WorldSkills Junior под руководством опытных тренеров школьники могли поработать на настоящем оборудовании и попробовать себя в роли сантехника, сварщика или электромонтажника (в школах такого оборудования, конечно, нет, поскольку оно требует особой квалификации преподавателей). Для детей работала студия мультипликации, парк музыкальных инструментов и площадка Lego.
К сожалению, в сегодняшней системе образования существует ощутимый провал в профориентационной работе. Родители предпочитают не заглядывать в будущее и опираться на собственную логику – мол, учись на бухгалтера, это верный хлеб. Тот факт, что все бухгалтерские операции уже очень скоро будут выполняться облачными сервисами, их отчего-то не смущает. Дети зачастую вообще выбирают профессию по принципу ЕГЭ: по какому предмету легче сдать экзамен, в такой сфере они и продолжают обучение. Вузы, эффективность работы которых отныне измеряется процентом трудоустроившихся выпускников, начинают давать студентам конкретную профессию вместо общего профессионального кругозора, при этом инвестировать в исследования рынка труда вузам незачем – им-то какая разница, что будет с этим специалистом через 5-10 лет? Тем временем ситуация на рынке труда меняется так быстро, что вопрос выбора специальности встаёт не только перед школьниками, но часто и перед взрослыми людьми, которым приходится несколько раз менять сферу деятельности.
По мнению экспертов, высказанному на площадке, система образования должна готовить людей, способных учиться на протяжении всей жизни, адаптироваться, системно мыслить, реализовать проекты «от и до». К сферам, в которых в ближайшем будущем появится самое большое число востребованных профессий, Алёна Владимирская относит промышленное производство, ИТ, робототехнику, средства массовой коммуникации, искусство, финансы и аграрный бизнес. Основная задача по профориентации, по всей видимости, пока остаётся на родителях, которым рекомендовано поскорее осознать, что эра юристов и экономистов подходит к концу.
Комментарий profiok.com
«Сегодня в России всё происходит по инерции: школа воспринимается как подготовка для поступления в институт, вуз – как способ получить диплом о высшем образовании. Дальше – сплошные проблемы, причём как у свежеиспечённого специалиста, не обладающего востребованными навыками, так и у организаций, испытывающих дефицит квалифицированных сотрудников, – говорит заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – Можно только порадоваться за компании, у которых есть возможность самостоятельно заниматься подготовкой кадров чуть ли не с детсадовского возраста. Мы очень рады за нашего партнёра – корпорацию «МиГ», получившую на ММСО-2016 награду за проект непрерывной подготовки кадров «Набирая высоту». Это работающая модель взаимодействия между учреждением СПО (колледжем им. Годовикова), вузом (МАИ) и прямым работодателем. За ребят, которые попали в эту орбиту, можно быть спокойными, в их профессиональной карьере всё будет в порядке. Но таких примеров, к сожалению, слишком мало в масштабах страны, и об этом ответственным структурам давно пора серьёзно задуматься».
Заметим, что пиар-кампания ММСО-2016 прошла с небывалым размахом. Министр образования Дмитрий Ливанов даже посетил вечернее шоу Ивана Урганта на Первом канале и написал диктант в прямом эфире. Опубликовано множество красочных фотографий, сказано немало прекрасных слов… Участники салона отмечают отличную организацию, удобную навигацию по залам павильона, слаженную работу волонтёров, чётко организованные дискуссии. Словом, ММСО прошёл феерично и красочно. Но ведь проведение мероприятия, даже такого масштабного , не самоцель, верно?
Мы довольно внимательно изучили публикации соцсетей с тегом #ммсо2016. Удивительно, но подавляющее большинство из них сделано либо организаторами, либо участниками салона. Отзывов от обычных посетителей практически нет. Кстати, для многих организаций участие было обязательным, о чём свидетельствует горячее обсуждение очереди за сертификатами участника, собравшей больше народу, чем любое из мероприятий ММСО.
Мероприятия салона проходили в рабочие дни, вероятно, поэтому обычные средние школы практически не были представлены. Кто-то из пользователей соцсетей даже метко назвал экспозицию «сто и один способ сбежать из школы». Усталые учителя наскоро проводили организованные группы детей по стендам кластера «Профориентация» со словами: «Проходим по кругу и едем обратно».
Всё это наводит на мысль об очередной «Потёмкинской деревне», косметическом ремонте, красочном фасаде, за которым как был, так и остался целый ворох нерешённых проблем, которые в ближайшем будущем никто не собирается решать.
Когда же современная школа научится зажигать огоньки интереса в глазах школьников, готовых выбрать профессию, но неспособных сделать это самостоятельно? Когда появятся педагоги, готовые вести за собой и адаптироваться под каждого ученика? Когда российские дети и молодёжь начнут учиться по программам, дающим им навыки, которые им пригодятся? Когда мероприятия, подобные ММСО-2016, начнут проводиться в провинции, чтобы курс бесплатной профориентации, раз уж он недоступен в школе, смогли пройти обычные школьники из глубинки?
На все эти вопросы, такие разные, ответ, в общем-то, один. К сожалению, ни государство, ни министерство образования до сих пор не ответили для себя на вопрос, для чего нужна система образования. Как только ответ появится, будет ясно, какой она должна быть, а затем – и как это сделать. А пока ответа нет, анонсированный Дмитрием Ливановым «взгляд в будущее» оказывается секундной красочной феерией, до и после которой – туман.
Фото: пресс-служба Минобрнауки РФ, пресс-служба ЦЭРС.