В Воронеже в рамках всеармейских сборов, посвященных эксплуатации беспилотных летательных аппаратов, продемонстрировали новейшие образцы БПЛА — в том числе те, чьи испытания только начинаются.
Обычные самолеты на воронежском аэродроме Балтимор не летают — взлетно-посадочная полоса разворочена, пылят грузовики и бульдозеры, за пригорком дымит возникший из ниоткуда бетонный завод. Аэродром реконструируют, боевые самолеты улетели на другие базы. Но беспилотнику много ли надо?
Большинство этих аппаратов стартует с катапульты, приземляется на парашюте. Летать они могут как по заданной заранее программе, так и под управлением с земли. Вес полезной нагрузки легких БПЛА колеблется от одного килограмма (телекамера с возможностью ночных съемок) до 18. Все аппараты собираются в России.
Помимо наблюдения, самолетик «Орлан-Универсал» из Санкт-Петербурга может засекать абонентов сотовой связи. Его 36-сильный двигатель работает на авиационном бензине и способен до 10 часов поддерживать беспилотник в воздухе. Управляется аппарат из армейского КамАЗа. В кунге удобные кресла для двух операторов: один управляет БПЛА, второй — камерой.
— Полет происходит по точкам, каждая из которых имеет координаты и высоту, — командир расчета Алексей Перминов показал гроздь желтых квадратиков на мониторе. — При необходимости, нажав пару кнопок, оператор может отклонить аппарат от курса — например, сделать круг над заинтересовавшим объектом.
На соседнем мониторе появлялись фотографии ремонтируемой ВПП Балтимора с привязкой к системе координат. Пользуясь случаем, военные строители попросили операторов «Орлана» запечатлеть фронт работ. На сделанных с беспилотника снимках можно разглядеть людей и инструменты у них в руках.
— В сборах принимают участие представители всех округов и родов войск. Они изучают беспилотные аппараты ближнего радиуса действия, предназначенные для ведения оперативно-тактической разведки. Сейчас развитию беспилотной авиации в армии уделяется большое внимание. В течение года мы в этом направлении вышли на мировой уровень, что было подтверждено в ходе учений, — рассказал начальник 924-го межвидового центра БПЛА Валерий Фролов.
Радиус действия и время работы казанского беспилотника «Элерон» поменьше: 25 километров и полтора часа соответственно. Зато сам аппарат и станцию управления можно переносить в двух рюкзаках. Похож «Элерон» на бомбардировщик-невидимку В-2 — тот же самолет-крыло, только компактнее. Он способен нести дневную или ночную телекамеру и фотоаппарат, а летает на аккумуляторах.
Запускают электролет пневмокатапультой. Автомобильный компрессор накачал воздух, затем «Элерон» с резким свистом сорвался с направляющей и пропал в небе. Прощальным приветом от него медленно спустилась палка на парашюте.
— Как же он будет приземляться? — встревожились наблюдатели.
— Для приземления другой парашют. А этот для ленивого персонала. Чтобы не бегать за стартовым штоком за 15 метров, — пояснил начальник расчета.
Еще одно летающее крыло называется «Тахион», его запускают из импровизированной рогатки. Оператор с аппаратом в руках отошел на несколько метров, натягивая резиновый шнур. Затем включился двигатель, БПЛА отпустили и он взмыл в небо. «Тахион» весит семь килограммов и способен парить два часа, передавая на землю фотографии и видео на дальности до 40 километров. В июне «Элерон» и «Тахион» поступят для изучения в войска.
Особняком стоял полутораметровый вертолет из Ростова-на-Дону «Горизонт». Это новейшая разработка, испытания которой также начнутся в июне. Оснащенная двигателем Ванкеля машина способна взлетать и садиться где угодно, летать со скоростью 220 километров в час и поднимать на 4,5 километра тепловизор, видеокамеру или небольшой радар.
— При необходимости можно и оружие подвесить, получится ударный вариант, — заметил представитель завода-изготовителя.
— Это первый наш аппарат с вертикальным взлетом. Он более мобилен, способен приземляться в любой точке и будет выполнять задачи над морской акваторией России, — добавил Фролов.
http://www.rg.ru/