Росавиация сертифицировала российскую многопозиционную систему наблюдения (МПСН) за воздушным движением “Альманах”, разработанную санкт-петербургским научно-производственным предприятием “Цифровые радиотехнические системы” (НПП “ЦРТС”). Интегрированная всепогодная МПСН обеспечивает обзор в трассовой и аэродромной зонах, а также в зоне подхода и на поверхности аэродрома в режимах А/С/S и АЗН-В 1090 ES.
Особенность МПСН “Альманаха” заключается в том, что она может использоваться в качестве системы контроля выдерживания высоты (HMU), обязательства по которой Россия несет в рамках регионального мониторингового агентства “Евразия”, пояснили в НПП “ЦРТС”. Переход к МПСН позволит обеспечить высокий уровень безопасности полетов в условиях сокращенных минимумов эшелонирования и заменить выборочные измерения высоты на постоянные и круглосуточные. Так, если вращающийся радиолокатор передает информацию с частотой 6–12 с, МПСН работает в режиме реального времени и обновления поступают каждую секунду.
Система “Альманах” состоит из приемных и передающих станций, расставленных на определенной территории, размер которой варьируется от зоны аэродрома до целых стран и регионов. Она позволяет определять положение воздушных судов в трехмерном пространстве на основе разницы времени приема сигналов от ВС на разных станциях методом мультилатерации. МПСН использует сигналы вторичной радиолокации и не требует модификации бортового оборудования, установленного на воздушных судах.
“Альманах” — первая российская интегрированная многопозиционная система наблюдения, выполняющая одновременно функции аэродромного и широкозонного средства наблюдения. МПСН может полностью заменить вторичные радиолокаторы: предоставляя более точную информацию, она требует меньших расходов при эксплуатации. “По результатам исследований, инициированных Евроконтролем, подобные системы способны сократить затраты провайдера аэронавигационных услуг (в России — ФГУП “Госкорпорация по ОрВД”) на закупку и эксплуатацию систем наблюдения на 50% и непосредственно влияют на сокращение затрат авиаперевозчиков”, — подчеркнули в компании-разработчике.
“Альманах” способен отслеживать самолеты на высоте до 20 км и на расстоянии до 700–1000 км (в зависимости от количества антенн). Подобная система будет внедряться в первую очередь там, где сегодня еще не установлены радиолокаторы, а также постепенно будет заменять действующие радары, которые имеют не очень большой срок службы. Подобная практика применяется во всем мире, пояснили в НПП “ЦРТС”.
После получения сертификата от Росавиации систему запустят в серийное производство. Внедрять ее планируется не только в России, но и за рубежом. Как ATO.ru рассказали в компании, в 2017 г. МПСН “Альманах” введут в эксплуатацию в санкт-петербургском аэропорту Пулково, где она проходила испытания. Система будет охватывать не только прилегающие территории аэропорта, но и весь Северо-Западный регион России. В том же году ее внедрение начнется и на Кубе. За 2017–2018 гг. МПСН “Альманах” установят в 12 кубинских аэропортах, что позволит обеспечить наблюдение за общим национальным воздушным пространством государства.
В комплект МПСН входят мобильные радиомаяки “Гном”, которыми оборудуются все виды транспортных средств, находящихся на аэродроме. С их помощью информация о передвижении объектов доставляется на пульт диспетчера, что позволяет иметь представление о ситуации на летном поле в режиме реального времени.
ato.ru/content/rosaviaciya-sertificirovala-sistemu-nablyudeniya-za-vozdushnym-dvizheniem-almanah