После того как президент России заявил, что у нас «не может быть никакой объединяющей идеи, кроме патриотизма», в стране забурлили инициативы по развитию патриотического воспитания. Часть из них оказываются не слишком оригинальными и сводятся к проведению военизированных мероприятий среди молодёжи, другие необычны, но выглядят настолько дико, что заранее обречены на провал. Тем временем идеологические противники России не оставляют попыток пересмотра итогов Второй мировой войны, пытаются влиять на российскую молодёжь, отрывая её от корней и заставляя выбирать чуждые ей ориентиры.
О такте и чувстве меры
«Заставь дурака Богу молиться»… Окончание этой пословицы всем известно. Излишнее рвение, проявленное то ли от недостатка разума, то ли от нежелания подходить к делу, что называется, с душой, зачастую приводит к результату, весьма далёкому от задуманного. Что ж, отсутствие чувства меры – серьёзный и, увы, весьма распространённый недостаток. Приведём лишь несколько примеров.
Летом прошлого года депутаты Госдумы от «Справедливой России» предложили ввести в учебные программы школ и колледжей специальный предмет, предназначенный для развития у молодёжи чувства патриотизма. Похожее предложение о введении специальных «воспитательных» программ выдвинул член думского комитета по физкультуре и делам молодёжи Николай Валуев. Депутатам отчего-то не приходит в голову, что раз уж задача школы – учить и воспитывать, то патриотическое воспитание должно пронизывать школьную программу насквозь. И речь идёт не только о гуманитарных предметах – истории, литературе, обществознании, но и о точных науках, в которых учёные нашей страны достигли высот, достойных гордости. Более того, министр образования Дмитрий Ливанов уверен, что всё это уже есть и работает. В недавнем интервью радиостанции «Коммерсант FM» чиновник сообщил, что «задача школы – воспитывать личностей» и что «образовательная программа в школе у нас сбалансирована».
По закону «О Государственном гимне РФ» гимн должен обязательно исполняться в первый день учебного года и на торжественных школьных мероприятиях по случаю государственных праздников. Чиновникам, озабоченным эффективностью патриотического воспитания, этого показалось мало. Так, Тюменская областная Дума недавно обсуждала законопроект об исполнении гимна в начале каждой учебной четверти, гимн ежемесячно исполняется в школах Ингушетии, каждую неделю – в Чечне, а школьники Белгородской и Костромской областей слушают гимн ежедневно. В октябре 2015 года фракция ЛДПР предложила законопроект об обязательном еженедельном исполнении гимна в российских школах, правда, парламентарии отклонили инициативу. Связь между частотой исполнения государственного гимна и укреплением патриотических чувств, между тем, неочевидна – скорее, это может вызвать отторжение, впрочем, как и любой «перебор». А что до слов гимна, которые почему-то никто не знает, то в СССР проблема решалась просто: текст гимна был напечатан на обложке школьных тетрадей и знали его все поголовно.
Летом 2015 года, накануне годовщины начала Великой Отечественной войны единорос Алексей Журавлёв предложил «в целях сохранения исторической памяти» помечать особой маркировкой продукцию фирм, которые в годы Второй мировой войны сотрудничали с фашистскими режимами Италии и Германии. Кому и какую пользу могла бы принести такая память, депутат не сообщил.
Парламентарий Эдуард Исаков, член комитета СФ по социальной политике, предложил составить «рейтинг эффективности гражданского-патриотического воспитания в субъектах РФ». Казалось бы, задача заведомо невыполнима: как можно измерить эффективность патриотического воспитания? Но у сенатора проблем нет: оценка, по его мнению, должна проводиться «на основании анализа официальных данных государственных статистических наблюдений», социологических исследований и анализа материалов СМИ. При этом, считает Исаков, ответственность за показатели должны нести лично руководители образовательных учреждений и главы региональных и муниципальных администраций. По всей видимости, инициатива не будет поддержана, иначе можно только догадываться, в какую волну показухи выльется очередной виток борьбы за воспитание патриотов.
Министерство образования тем временем объявило о старте серьёзного социологического исследования – «разработки критериев оценки влияния компьютерных игр в воспитательном аспекте». Какпояснили представители пресс-службы ведомства, «одна из задач исследования – определить, какие игры, связанные с Великой Отечественной войной, наиболее интересны молодому поколению и чем они привлекают молодёжь». Видимо, за «разработкой критериев» последует очередной рейтинг?
Отличились и чиновники Санкт-Петербурга. Комитеты Ленинградской области по культуре и туризму разработали проекты развлекательных туристических маршрутов по территории мемориального комплекса «Дорога жизни». Да-да, речь идёт о той самой Дороге жизни, по которой на протяжении нескольких лет из блокадного Ленинграда вывозили раненых и получали с Большой земли боеприпасы и продовольствие. В качестве вариантов туристических путешествий для разных возрастов креативные чиновники предложили, например, такие варианты: «Дорога жизни – Дорога в будущее» – игра-путешествие для детей с элементами квестовых заданий, «Дорога жизни – Дорога отважных» – квест для самостоятельных путешественников или «Дорога жизни – Дорога сильных» – марш-бросок «с формированием навыков, необходимых разведчику». К этой инициативе резко негативно отнеслась общественность Санкт-Петербурга: в городе на Неве на тему блокады шутить не принято.
Об окнах Овертона
Современные гуманитарные науки не последнюю роль отводят концепции, в соответствии с которой не нормы, принятые в обществе, формируют личность, а наоборот, повторяющиеся действия членов общества со временем формируют нормы, которые становятся общепринятыми. В конце 1990-х американский социолог Джозеф Овертон описал модель изменения так называемых «окон дискурса», получившую впоследствии название «окон Овертона». В исследовании говорилось, что путём продолжительного методичного воздействия можно сделать общепринятыми изначально абсолютно чуждые обществу идеи и представления. Это готовая работающая технология, гораздо более сложная и тонкая, чем откровенное зомбирование или «промывание мозгов». Самое страшное, что воздействие на общество происходит постепенно, медленно и оттого – незаметно. Суть теории – в постоянном, но регулярном смещении «окна дискурса» в нужную сторону, в результате которого оценка явления в общественном сознании последовательно проходит стадии от «немыслимо» до «возможно», затем до «приемлемо» и так далее, пока явление не станет действующей нормой. Действие подобных технологий легко отследить, например, по тому, что происходит в современном обществе в отношении однополых браков, за какие-то несколько десятилетий прошедших путь от явления неприемлемого до достойного законодательного закрепления. Исследователи подчёркивают, что наиболее подвержены подобного рода влиянию общества с развитой свободой слова и толерантностью, потому что в них отсутствуют табу, т.е. ограничения вида «нельзя – и всё», а значит, нет чётких критериев, по которым можно отличить добро от зла.
По похожим методикам работают в толерантных обществах западные идеологи, пытающиеся развернуть процессы героизации нацизма и пересмотра итогов Второй мировой войны. Владимир Путин достаточно подробно остановился на этом во времязаседания оргкомитета «Победа». Вполне естественным в такой ситуации выглядит протест российского МИДа по поводу планируемого проведения рок-фестиваля в берлинском Трептов-парке, где захоронены более семи тысяч советских воинов.
Но методики эти действуют не только за рубежом. Явления, ещё совсем недавно абсолютно немыслимые, в современном российском обществе начинают восприниматься как допустимые. Пару недель назад на одном из федеральных каналов в программе «Танцы со звёздами» был исполнен номер, где девушка танцевала с актёром в форме офицера вермахта. Конечно, после массы критических откликов последовало официальное объяснение телеканала, мол, ничего плохого не имели в виду, всё это лишь инструментарий и художественная форма. Но дело не в этом. Лет двадцать назад никому бы просто не пришло в голову поставить такой номер, не говоря уже о его выходе в эфир. Кстати, интересно, видела ли этот танец официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, переживающая о планируемом рок-концерте в Трептов-парке? Может быть, прежде чем требовать уважения от других, стоит навести порядок у себя?
Вспомните, как дико звучала ещё несколько лет назад чья-то нелепая шутка о том, что если бы немецкие фашисты завоевали нашу страну, то вместо «Жигулёвского» пива мы сейчас пили бы «Баварское». И как буднично в наши дни высказывается писательница Людмила Улицкая. По её мнению, французы, сдавшие немецким оккупантам свою страну, оказались прозорливее, благодаря чему Франция, в отличие от СССР, избежала ужасных потерь.
Сколько лет прошло, прежде чем была признана нежелательной деятельность фондов «Открытое общество» и «Содействие», учреждённых Джорджем Соросом? Сколько лет потребуется, чтобы чиновники обратили внимание на программу «Учитель для России», с помощью которой агенты влияния получают доступ в российские школы? А ведь мы видим интерес к этой программе: после нашей публикации это стало очевидно не только по статистике портала profiok.com, но и по звонкам от желающих приобщиться по телефонам, указанным в шапке нашего сайта!
В российской истории есть примеры радикальной борьбы с инакомыслием и попытками забивать умы ересью. «А если бусурман какого-нибудь русского человека насильно или обманом к своей бусурманской вере принудит, … то того бусурмана после допроса казнить – сжечь огнём без всякого милосердия», – говорится в Соборном уложении царя Алексея Михайловича Романова, принятом в 1649 году и действовавшем до 1832 года. В наши дни «сжечь огнём», конечно, никого не получится – у нас свобода слова и гарантированные Конституцией права человека. Но согласитесь, что пытаться противостоять подобному воздействию с помощью многократного исполнения гимна – по меньшей мере, смешно. Значит, надо действовать умнее и тоньше.
О заложенном «в крови»
Любовь к Родине – а патриотизм, как правило, понимается именно так – можно воспитывать по-разному. В основе патриотизма – семейные традиции, ощущение связи с историей своей семьи, понимание истории семьи в контексте российской истории и так далее. Акция «Бессмертный полк», в которой участвовало множество молодых людей, показала, что чувство принадлежности к великой российской истории, гордость за своих предков – всё это никуда не делось, оно заложено в наших гражданах едва ли не генетически. И герои в современной России тоже есть, достаточно вспомнить подвиг офицера Александра Прохоренко, простого парня из-под Оренбурга, геройски погибшего в Сирии в марте 2016 года. Российский военный занимался наведением огня российских бомбардировщиков под Пальмирой. Попав в окружение, он вызвал огонь на себя. Вряд ли на его решение оказали влияние показатели рейтинга эффективности патриотического воспитания в Оренбургской области, тут явно что-то другое – и сложнее, и проще одновременно.
Рассказывать, показывать, помогать понять, не вдалбливать, а заинтересовывать – такой видится задача воспитания патриотизма. Причём речь не только о подвигах или военной мощи: есть множество самых разных причин гордиться нашей страной. Хотя, конечно, изучение военной истории России занимает в деле патриотического воспитания одну из ключевых позиций. Но ведь и это можно делать интересно и ненавязчиво. Так, как делает это Российское военно-историческое общество, организовавшее для школьников автобусные экскурсии по местам боевой славы. Так, как это делают организаторы всероссийского теста по истории Великой Отечественной войны, который пройдёт 23 апреля 2016 года: вопросы в тесте составлены так, что даже не зная правильного ответа, можно узнать много интересного о Великой Отечественной войне.
Единственный способ выстоять в идеологической борьбе – всеми силами стараться не растерять свои ценности. Для этого вовсе не нужно целыми днями играть в «Зарницу», петь гимн и ходить с флагом. Просто общество должно однозначно уяснить для себя, что Родину – и большую, и малую – нужно любить и защищать. Иное – просто немыслимо.
На сохранение наших общих ценностей, важных одновременно и для каждой семьи, и для всей страны, направлен совместный проект Издательского центра ИНЭС и Центра экономического развития и сертификации – книга под рабочим названием «История, рассказанная народом». В издании будут изложены сведения об участниках Великой Отечественной войны, опубликованы документы из семейных архивов. Организаторы проекта уверены, что издание книги не только станет очередным шагом в направлении увековечения подвига участников ВОВ, но и позволит каждому человеку почувствовать себя частью истории нашего Отечества. Об условиях участия в проекте можно узнать на сайте profiok.com.
Источник: http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=3177#ixzz46YoEQOQl