29.03.2024 г. Пятница, 14:43
Главная > Новости Патриотам РФ > Инфраструктура > Московскому метро – 80 лет
Московскому метро – 80 лет
Московскому метро – 80 лет

Московскому метро – 80 лет

15 мая 1935 года Московский метрополитен, один из крупнейших и красивейших в мире, впервые раскрыл свои двери. За эти годы перевезено 145 млрд пассажиров, построено 196 станций. Общая протяженность линий составляет на сегодня 327,5 км. До конца 2020 года будет введено еще более 160 км путей и не менее 67 станций.

Московскому метро – 80 лет
Московскому метро – 80 лет

Первые проекты строительства метрополитена в Москве появились еще в царской России, в самом начале XX века.

В 1920-е годы в Москве, ставшей столицей СССР, произошел почти трехкратный рост населения (с 1 млн до 2,7 млн) – транспорта стало не хватать. Однако постановление ЦК ВКП(б) о сооружении метрополитена появилось только в июне 1931-м.

Строительство началось в ноябре того же 1931 года. На работы были мобилизованы комсомольцы-ударники, шахтеры, коллективы целых заводов – всего около 70 тыс. человек. Однако к январю 1934 года было готово всего шесть процентов от запланированного объема работ.

Практически вся оставшаяся часть – 90 % всей работы – было сделано всего за год, до конца 1934-го. Строители провели 33 шахты и 11,6 км тоннелей, возвели 13 станций и 17 надземных вестибюлей, пять наклонных ходов с эскалаторами и 56 вентиляционных шахт, 38 дренажных камер и 15 электроподстанций. Советская промышленность освоила выпуск вагонов и эскалаторов, тюбингов и систем сигнализации, новых марок бетона и проходческих щитов (была скопирована продукция британской компании Markham & Co).

15 мая 1935 года ровно в 4 часа 30 минут была открыта первая линия метро: «Сокольники» – «Парк культуры» (ранее «Крымская площадь»). Она состояла из десяти станций протяженностью 9,2 км и небольшого, в три станции, ответвления: «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад») – «Смоленская». Первые поезда состояли из четырех вагонов и курсировали с минимальным интервалом в пять минут.

В первый же день столичное метро перевезло 370 тыс. человек.

Осенью 1941 года метрополитен был переведен на особый режим: днем перевозил пассажиров, а после 19 часов служил бомбоубежищем. Но строительство не прекращалось. За годы войны были сданы два участка путей и три станции: «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская»).

В 1954 году закончилось сооружение кольцевой линии. Тогда же впервые были пущены семивагонные составы. Всего к этому времени московское метро состояло уже из 49 станций. Их названия стали объявлять в поездах с 1956 года.

Станции и вестибюли первой очереди московского метро были похожи на дворцы: с колоннами, канделябрами, скульптурами, мозаиками, витражами. Их проектировали известные архитекторы и художники – Владимир Гельфрейх, Иван Фомин, Алексей Щусев, Александр Дейнека, Павел Корин, Евгений Лансере. Для облицовки использовались более 20 видов мрамора, гранит, лабрадор, порфир, оникс.

Но в 1955 году в СССР началась борьба с излишествами, в том числе в проектировании и строительстве – и метро стали возводить по упрощенным проектам. Так, станцию «ВСХВ» (ныне – «ВДНХ») поначалу планировалось украсить флорентийскими мозаиками, однако в итоге ее просто выкрасили зеленым цветом.

После распада СССР Московский метрополитен столкнулся с острым кризисом финансирования. Строительство нескольких станций (например, в микрорайонах Митино и Строгино), начатое в 1992 году, было заморожено и возобновилось только в середине 2000-х. Но и тогда темпы метростроения были ниже уровня 1950-х. За первое десятилетие XXI века метрополитен вырос только на 36 км (для сравнения: на протяжении 1960–1990 годов сеть увеличивалась на 40-50 км в десятилетие).

Сейчас столичное метро насчитывает 196 станций. В штате подземки – 27,2 тыс. мужчин и 18,8 тыс. женщин. На линиях работают 4,3 тыс. машинистов электропоездов. Средняя скорость движения поездов – 41,51 км/ч.

Доля метрополитена среди других видов пассажирского транспорта Москвы составляет 56 %. Ежесуточно им пользуются в среднем около 7 млн пассажиров, а в будни этот показатель превышает 9 млн. Через наиболее загруженные станции ежедневно проходят от 100 до 150 тыс. человек. Средняя протяженность поездки одного пассажира составляет около 14,5 километров.

Самая протяженная линия московского метро – Арбатско-Покровская (45,1 км), самая короткая – Каховская (3,3 км). Среднее расстояние между станциями – около 1,8 километра. Самый короткий перегон – 496,8 метра (между станциями «Выставочная» и «Международная», самый длинный – 6625 метров («Крылатское» – «Строгино»).

Станции в вагонах поездов московского метрополитена объявляются мужскими и женскими голосами. Такую систему придумали для удобства передвижения в подземке незрячих пассажиров. Было установлено, что при следовании поезда в центр города, из динамиков звучит мужской голос, при следовании из центра – женский. На Кольцевой линии мужскими голосами станции объявляются при движении состава по часовой стрелке, а женскими – против часовой стрелки.

С мая 2012 года в российской столице развернуты масштабные строительные работы. До 2020 года предполагается ввести в эксплуатацию еще более 160 км линий метро, не менее 67 станций, реконструировать девять существующих и построить девять новых электродепо. Программа финансируется за счет городского бюджета (1,239 трлн руб.) и средств инвесторов (41 млрд руб.), федеральное финансирование не предусмотрено.

Старейшим в мире метрополитеном является Лондонский, он был открыт в 1863 году. В этом городе также самая высокая стоимость проезда в метро – 4,8 фунта стерлингов (7,5 доллара США). Наибольшее количество станций – в Парижском (303), а самый большой пассажиропоток – в Пекинском (9,2 млн человек в день).

http://путь.рф/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прикрепить изображение