15.12.2017 г. Пятница, 17:10
Главная > Без рубрики > Как ФАС находит врага даже там, где его нет

Как ФАС находит врага даже там, где его нет


На последнем отчетном совещании борцы с монополиями из ФАС напугали россиян страшной напастью – картелизацией. Глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что этим пороком поражена буквально вся экономика страны, и лишь антимонопольщики стоят на страже конкуренции – только за прошлый год ими было возбуждено 330 дел о сговорах между предпринимателями. Так ли страшен «черт», как его малюет ФАС, попробуем разобраться.

Картельный сговор – неформальное соглашение участников рынка реализовывать товары и услуги по определенной цене. Отечественные антимонопольщики убеждены: картели – главный враг конкуренции. А защита конкуренции для данной службы превыше всего.

За вступающих в картельные сговоры бизнесменов ФАС усиленно взялась с 2015 года, с каждым отчетным периодом все повышая результаты своей работы в данном направлении. Почему с 2015? Дело в том, что именно тогда Госдумой был внесен ряд изменений в законы, регламентирующие деятельность службы. Поправки должны были оградить малый бизнес от постоянных попыток ФАС задавить его за монополию. Однако подозревать предпринимателей в сговоре никто не запрещал. Статистика примерно такова: в 2012 году служба обнаружила лишь 75 правонарушений такого рода, в 2013 году – 148, причем, уголовные дела на основании заявлений ФАС возбуждались редко. В 2015 году вдруг резко наметился рост: возбуждено 282 дела о картелях, а в 2016 году цифра выросла до 330 дел.

Разумеется, сложно отрицать, что определенная логика и доля истины в подходе ФАС имеется. Однако ряд экспертов утверждает, что законодательная борьба с таким явлением как картели приносит больше вреда, чем пользы. И подтверждение этому несложно найти, обратившись к обширной практике борьбы со сговорами. Принятие поправок к регулирующим вопрос законодательным актам фактически развязало службе руки, посыпался целый шквал инцидентов. ФАС находил сговоры везде и всюду: Apple, HP, Lenovo, Samsung, Philips и LG, даже Google не ушел от разбирательств. Но объектами внимания службы не всегда оказывались крупные компании-гиганты. В том же 2015 году группа аналитиков выпустила целую книгу, целиком посвященную нелепым казусам из практики ФАС. Так, среди примеров картель рубцовских таксистов, поднявших расценки в преддверие новогодних праздников (дело № А63-6158/2011), нашумевшее дело о батутах (дело № А02-1449/2011) и даже обвинение в сговоре собственников нежилых помещений, одновременно закрывших двери в торговый центр (Дело № А63- 6158/2011). В той же подборке представлены не менее курьезные случаи выявления монополий, нелепые штрафы (например, за оскорбления хлеба в рекламе), а также инциденты, когда антимонопольная служба откровенно использовала полномочия в своих личных целях.

Стоит отметить, что некоторые экономисты, в том числе зарубежные, заявляют, что проблема антиконкурентных соглашений среди предпринимателей вообще надумана. А отечественные эксперты считают, что низкий уровень взаимного доверия и сильное желание устранить конкурентов в принципе мешает бизнесменам достичь каких бы то ни было взаимовыгодных соглашений.

Новости патриотам РФ

Армейская авиация ЮВО пополнилась новейшими учебно-боевыми вертолетами Ми-28УБ

Сегодня в рамках выполнения гособоронзаказа, в 4-ю армию ВВС и ПВО Южного военного округа (ЮВО) ...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Прикрепить изображение