Главная > Новости Патриотам РФ > Авиация > Испытан прототип первого отечественного беспилотника на солнечных батареях

Испытан прототип первого отечественного беспилотника на солнечных батареях

Опытный образец российского беспилотного высотного комплекса на солнечных батареях «Сова», разработанный совместно Фондом перспективных исследований и компанией «Тайбер», завершил летные тесты.

Испытан прототип первого отечественного беспилотника на солнечных батареях

Как рассказали в компании-разработчике, речь идет об испытаниях первого прототипа атмосферного спутника, который имеет размах крыла 9 м и массу 12 кг.

Испытания опытного образца подтвердили «реализуемость оригинального способа управления подъемной силой крыла по всей его длине», — рассказал руководитель проекта от «Тайбер» Юрий Тыцык. Аэродинамическая схема аппарата «позволяет отказаться от привычных законов прочности», ее применение  обеспечивает приблизительно квадратичный рост массы конструкции при увеличении линейных размеров в отличие от кубической зависимости в классической схеме. Благодаря этому стало возможным создание летательного аппарата с очень большим удлинением крыла и беспрецедентно высокими аэродинамическими характеристиками, пояснили разработчики.

Беспилотник имеет распределенную систему управления: три автопилота передают центральному автопилоту данные о положении в пространстве, а в ответ получают команды для сервоприводов. Управление полетом происходит за счет изменения угла атаки отдельных частей крыла. Подобная технология позволяет настраивать как крен, так и прогиб крыла, и повышает устойчивость БПЛА в условиях турбулентности.

Испытан прототип первого отечественного беспилотника на солнечных батареях

«Отказавшись от жесткого крыла, мы получили значительную экономию в весе — 20–30%, — пояснил Юрий Тыцык. — Конструкция аппарата и разработанная система управления на испытаниях доказала, что российский аппарат на 15–20% превосходит по энергоэффективности мировые аналоги и позволяет применять доступные солнечные панели с эффективностью 18–20%. Все это дало возможность эффективно использовать появившиеся резервы по весу для установки полезной нагрузки и ее энергообеспечения».

Опытный высотный беспилотный аппарат, конструкция которого выполнена из материалов на основе углеродных волокон (имеют высокую прочность и малый вес, подходят для длительной непрерывной эксплуатации), совершил полет длительностью 50 ч на высоте до 9 тыс. м. Продолжительность полета «была ограничена не возможностями модели, а исключительно решением руководителя испытаний о достаточности времени полета для подтверждения заявленных характеристик». После каждого цикла «день-ночь» у аппарата оставалось более чем 30% неизрасходованной энергии. Кроме того, испытания доказали, что аппарат имеет высокую стабильность и может эксплуатироваться в условиях турбулентности.

Летные тесты аппарата, оснащенного солнечными панелями и аккумуляторными батареями, стали начальным этапом проекта по созданию и испытанию летающей лаборатории беспилотного высотного комплекса сверхдлительного функционирования. На сентябрь 2016 г. намечены летные испытания высотного беспилотного комплекса «Сова» с размахом крыла 28 м. Аппарат будет оснащен ретранслятором и сможет подниматься на высоту до 20 тыс. м. Носимая полезная нагрузка прототипа будет достигать 5 кг.

По словам Юрия Тыцыка, за счет пониженного энергопотребления аппарат такой схемы может эксплуатироваться на более высоких широтах и более длительный сезон.

Успешная реализация проекта позволит российскому атмосферному спутнику обеспечить длительный мониторинг наземных, воздушных и околоземных объектов на разных широтах земного шара, а также удовлетворить растущие телекоммуникационные запросы в различных сферах деятельности. В настоящее время эти функции обычно выполняют дорогостоящие космические аппараты, которые не в полной мере способны решать необходимые задачи, в том числе в вопросе обеспечения реального масштаба времени наблюдения.

ato.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *