29.03.2024 г. Пятница, 13:23
Главная > Без рубрики > Государство, культура, публика: в поиске общих интересов

Государство, культура, публика: в поиске общих интересов

07.12.2016

Государство, культура, публика: в поиске общих интересов Владимир Путин провёл в Санкт-Петербурге совместное заседание Совета по русскому языку и Совета по культуре и искусству, где обсудил с деятелями культуры и искусства вопросы укрепления единого культурного пространства в нашей стране. Мероприятие прошло в дни работы V Санкт-Петербургского международного культурного форума, где те же самые вопросы обсуждались чуть менее пафосно, но чуть более подробно. О том, какие проблемы чиновникам и деятелям культуры предстоит решать совместно, – в материале profiok.com.

О государственной поддержке

Большинство разговоров о взаимоотношениях государства и культуры так или иначе сводится к обсуждению вопросов финансирования. Заседание в Санкт-Петербурге в этом смысле не было исключением: многие из выступающих жаловались на недостаточную финансовую поддержку государства.

Так, ректор Академии русского балета Николай Цискаридзе попросил обратить внимание на финансирование «вузов культуры», которые не попали ни в одну госпрограмму по образованию, режиссёр Александр Сокуров – развернуть систему государственного финансирования кинопроизводства и обеспечить отрасль «дешёвыми кинокредитами». По мнению Сокурова, государственные телеканалы должны в обязательном порядке показывать все дебютные фильмы, снятые в России. Художественный руководитель Государственного театра наций Евгений Миронов остановился на проблемах региональных театров. Он считает, что важно заняться депровинциализацией региональных театров, усилить внимание к детским театрам и решить вопрос с зарплатой актёров в регионах – естественно, не за счёт сокращения штатов или закрытия театров.

Владимир Путин отметил, что государство продолжит поддержку социально значимых проектов в области культуры, профильных образовательных учреждений и ведущих творческих коллективов. Однако одной государственной поддержки, безусловно, недостаточно, и об этом говорилось в недавнем Послании Президента Федеральному Собранию. Творческим коллективам так или иначе придётся думать о коммерческой стороне своей деятельности – привлекать средства из региональных бюджетов, искать инвесторов и меценатов, стараться выпускать культурный продукт, востребованный зрителем.

Государство, культура, публика: в поиске общих интересов «Вы говорите: мы не хотим сидеть на шее у государства, тянуть из государства. В сегодняшних условиях получить дешёвый кредит – это и есть сидеть на шее у государства, – объяснил президент Сокурову. – Он не может быть предоставлен другим способом, кроме как способом субсидирования из бюджета. То есть всё равно нам нужно будет дать деньги какому‑то учреждению, для того чтобы погасить часть рыночной составляющей этого кредита». Тем не менее, Владимир Путин пообещал разобраться с обозначенными финансовыми вопросами: «Думаю, Минфин нас поймёт».

Итак, государство – во всяком случае, это в явном виде утверждает президент страны – готово всеми силами оказывать поддержку развитию культуры, считая культуру и искусство одним из приоритетов. Неудивительно, что власть рассчитывает на встречное понимание и ответственность. От деятелей культуры ждут современных произведений, нового прочтения классики, сохраняющего «богатство и образность нашего языка».

«Я не хочу сейчас говорить о бюджете. Всё-таки главным ресурсом культуры во все времена остаются не деньги, а таланты и новые художественные идеи. С идеями, конечно, беда», – заявила зампред комитета Госдумы по делам национальностей Елена Ямпольская. Она пояснила, что культура насквозь пронизывает все сферы деятельности государства и общественной жизни. По мнению Ямпольской, культура – это не только театры и музеи, не только музыка и фильмы. Это всё, что «взаимодействует с душой» – спорт и туризм, центры молодёжного творчества, игрушки и компьютерные игры, праздники и традиции. Не стоит в ответ на появление покемонов «проклинать бесовщину и мировую закулису», уверена Ямпольская. Если у молодёжи есть запросы и потребности, значит, нужно предоставить способы для их реализации. Каким бы совершенным ни получился будущий новый закон о культуре, он не сможет обеспечить генерацию новых художественных идей. «Не надо перекладывать общую ответственность на несчастных покемонов», – призвала собеседников Ямпольская.

О свободе и ответственности

Государство, культура, публика: в поиске общих интересов Понятно, что отношения культуры и государства не ограничиваются материальной сферой. В последнее время повсеместно ведутся дискуссии о свободе творчества и недопустимости вмешательства государства в работу творца. «Свою позицию о вмешательстве в творческую деятельность я высказал в рамках Послания и повторю, что принцип свободы творчества считаю абсолютно незыблемым, – заявил Владимир Путин. – Однако у всех свобод всегда есть вторая сторона: ответственность. И у художника, у «властителя дум», мера этой ответственности особенно высока». Глава государства пояснил, что любые хулиганские выходки вроде попыток сорвать спектакль или выставку будут пресекаться «по всей строгости закона». Но в то же время важно, чтобы в творческой среде чётко определилась грань между творческой акцией и «циничным, оскорбительным эпатажем».

Как только Евгений Миронов упомянул «ряд чиновников», которые запрещали к показу «некоторые спектакли», президент потребовал конкретики, «чтобы был предметный разговор»: кто, когда и что пытался запретить. Оказалось, что речь идёт о спектакле «Иисус Христос – суперзвезда», запрещённом к показу в Омске. Впрочем, за время заседания так и не удалось выяснить, кто конкретно запретил показ: министр культуры Владимир Мединский, присутствовавший при разговоре, сказал, что ни он, ни министр культуры Омска не запрещали, у Евгения Миронова конкретики тоже не было: запретили «власти». Путин попросил разобраться и довести вопрос «до логического завершения».

Кстати, чиновники, как пояснил далее президент, часто действуют не из желания «хватать и не пущать», а по причине всё той же ответственности. Путин напомнил о трагедии в редакции «Шарли Эбдо». Сотрудники газеты не нарушали закон и не хотели никого оскорбить, но их действия привели к трагедии. «Здесь всегда очень тонкая грань между тем, что я назвал опасным эпатажем, и свободой творчества», – повторил Владимир Путин. Деятельность представителей культуры не должна раскалывать общество, обострять существующие противоречия. Чтобы до этого не доходило, в культурном сообществе должны быть выработаны определённые критерии допустимого. Эти критерии должны быть понятны как творческим людям, так и чиновникам. «Тогда мне было бы легче останавливать чиновников, которые переходят границы», – пояснил Владимир Путин.

Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев считает, что никакие бюрократы не смогут помешать художнику, проявившим масштаб своей личности и таланта: «Когда масштаб художника таков, что это невозможно не заметить, народ поддержит его, ему дадут выкрутиться из любой ситуации».

Елена Ямпольская, напротив, уверена, что государство должно быть гарантом «справедливого исполнения между обществом и культурой», иначе будут нарушены права либо общества, либо художника.

О литературе, языке и чтении

Государство, культура, публика: в поиске общих интересов В важности сохранения русского языка никто не сомневается: много раз руководители разного уровня повторили, что это проблема безопасности нашей страны. Тем не менее, несмотря на множество советов, обществ и академий, язык стремительно меняется – как считают эксперты, не в лучшую сторону. Как заметила президент Российской академии образования Людмила Вербицкая, повсюду проник просторечный стиль: в литературе, на телевидении, в СМИ многие говорят с ошибками и используют неоправданное количество заимствованных слов. Решение проблемы Вербицкая видит в распространении правильной литературной речи. Нужно тщательно готовить школьных учителей, чтобы на хорошем русском языке говорили не только словесники, но и преподаватели по другим предметам. Важно следить за собственной речью, не стесняться спросить, как сказать правильно, или исправить, если кто-то сделал ошибку. Наконец, самый известный способ научиться грамотной речи – чтение. Но вот как раз с чтением дела обстоят невесело: около трети населения страны в течение года не прочитывает ни одной книги.

Возвращение в школы сочинений по литературе – важный шаг к решению этой проблемы, но он не должен быть единственным. Чтобы молодёжь читала, чтение должно ассоциироваться с удовольствием, с новыми впечатлениями, переживаниями, вызывать интерес, а не быть необходимостью. Вербицкая советует приучать детей к чтению с самого раннего возраста, обязательно каждый день читать им перед сном.

Председатель Российского общества «Знание» Любовь Духанина напомнила, что сейчас появляются интересные форматы литературного просвещения, которые, возможно, заинтересуют молодёжь: электронные библиотеки, литературные марафоны (чтение известных произведений в прямом эфире – profiok.com), литературный туризм, театральные постановки и фильмы по мотивам классических произведений, создание графических романов (видимо, речь идёт о комиксах – profiok.com). Вспомнили участники заседания и о идее Владимира Путина по созданию списка ста книг, обязательных к прочтению для каждого культурного гражданина России. «Есть этот список, мы его улучшаем», – сообщила Людмила Вербицкая.

Директора Эрмитажа Михаила Пиотровского волнует другая проблема: возможное поглощение фундаментальной культуры массовой. «Русский язык позволяет людям правильно общаться, и язык Интернета не должен быть языком культуры или языком рассуждения о культуре», – уверен Пиотровский.

Добавим, что в ходе заседания президент Фонда Достоевского Игорь Волгин попросил Владимира Путина возглавить оргкомитет по проведению 200-летнего юбилея Ф.М. Достоевского в 2021 году. «Достоевский был бы очень рад», – использовал Волгин запрещённый приём. Но не вышло: глава государства ясно дал понять, что не может возглавлять все на свете оргструктуры и комиссии.

* * *

Три прошедших года в России были посвящены культуре: Год культуры, Год литературы и Год кино. Окончание года кино, по словам Владимира Путина, носит символический характер в том смысле, что работа по поддержке творческих проектов и коллективов будет продолжаться.

Комментарий profiok.com

Государство, культура, публика: в поиске общих интересов Сложно было президенту с деятелями культуры – все они гениальные люди, парящие высоко над миром и толпой, но обидчивые и не всегда понимающие, что «дешёвый кредит» – это та же дотация. Как ими управлять? И можно ли? А они, похоже, надеются, что глава государства лично решит все их проблемы. Не зря Путину раза четыре за время заседания предложили что-то возглавить, с кем-то собраться за одним столом или войти в какой-то комитет. Валерий Гергиев и вовсе сказал прямо: вы же решили, мол, Владимир Владимирович, проблемы ОПК, пора и за мирные дела точно так же браться.

«Нельзя бесконечно опираться только на старое, нужно создавать что‑то новое», – режиссёр Карен Шахназаров произнёс эти слова, конечно, о кино. Он имел в виду, что на смену любимым целыми поколениями прекрасным советским фильмам не приходит, в общем-то, ничего – за редким исключением. На наш взгляд, точно такая же ситуация сложилась и в театре, и в литературе. «Война и мир» – великое произведение, но оно, мягко говоря, сложновато для формирования интереса к чтению. Его нужно читать потом, после того как было прочитано много прекрасных детских книг, книг для юношества и так далее. А где они? Старшее поколение читало советских писателей, их произведения были как раз «про современную жизнь». Для нынешней молодёжи эта литература, возможно, тоже могла бы быть интересна, но совсем в другом качестве. А где же детские книги? Где современные Катаев, Носов, Драгунский, Алексин, Кассиль? То же с театром: главред «Литературной газеты» Юрий Поляков в одном из недавних интервью сетовал, что в репертуаре половины театров нет ни одной пьесы о современной России.

Хочется спросить: прежде чем просить денег у государства и жаловаться на падение культурного уровня, может быть, стоит для начала что-то предложить – если не государству, то обществу? Права Ямпольская: в проявлениях безграмотности и бескультурья в современной России виноваты не покемоны.

Фото: пресс-служба президента РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прикрепить изображение