Специалисты управления поисковых и аварийно-спасательных работ (УПАСР) Северного флота (СФ) в ходе проведения тактико-специального учения сил аварийно-спасательного отряда провели уникальную операцию по подъему грузового паровоза с борта транспортного судна «Томас Дональдсон», затонувшего в Баренцевом море рядом с островом Кильдин в годы Великой Отечественной войны.
Подобная операция проводилась впервые в истории водолазных подводно-технических работ. К ней привлекались водолазные специалисты УПАСР СФ, а также операторы необитаемых телеуправляемых подводных аппаратов «Пантера+» и «Обзор ПРО», поставляемых и обслуживаемых компанией «Тетис Про».
Подъем локомотива проводился в несколько этапов — сначала из трюма судна была извлечена котельная часть паровоза весом 30 тонн, затем — ходовая часть, состоящая из пяти колёсных пар общим весом около 60 тонн.
Особое внимание при проведении подводных работ уделялось безопасности водолазов и соблюдению режима декомпрессии. Для обеспечения спусков одновременно используются два водолазных катера с рабочими барокамерами и командой медицинских специалистов на борту.
Работы по обследованию судна и подъему техники водолазы СФ ведут с 2010 года. В первый же год со дна была поднята инженерная машина (дорожный каток) и передана в экспозицию ледокола-музея «Красин». В последующие годы из трюмов транспорта извлекли на поверхность танк «Шерман», 90-мм зенитное орудие М2 и еще два дорожных катка.
Кроме того, в ходе тактико-специального учения помимо паровоза на поверхность были извлечены американский средний танк «Шерман», 102-мм орудие, зенитный пулемёт, а также ряд небольших предметов вроде артиллерийских гильз и снарядов. Вся эта техника и вооружение поставлялось в Советский Союз по программе ленд-лиза с 1941 по 1945 годы. Извлеченные из-под воды артефакты будут доставлены в главную базу Северного флота — Североморск.
Учение спасателей СФ в районе затопления транспорта «Томас Дональдсон» будет продолжено в начале августа.
По информации УПСИ МО РФ