На сегодняшний день 6 наиболее популярные моделей завода имени Миля выпущены в количестве более 16 000 единиц и эксплуатируются в десятках стран мира.
Ми-8
Военно-транспортные вертолеты семейства Ми-8 – одни из самых популярных в мире. Они используются более чем в 90 странах мира. С 1991 года иностранным заказчикам было поставлено более 1,5 тыс. машин. В народе Ми-8 получил прозвище “Коля” или “Мыколка”.
Первый полет Ми-8 совершил 24 июня 1961 года. Серийно производится с марта 1965 года. Выпущено более 12 тыс. экземпляров. Экипаж – 3 человека. Максимальная скорость – 250 км/ч, дальность полета – до 800 км, практический потолок – 6 тыс. метров. Может брать на борт до 32 десантников или 12 раненых на носилках, либо до 4 тонн груза на внешней подвеске или в кабине. Ранние представители семейства Ми-8 летают еще со времен войны во Вьетнаме и хорошо зарекомендовали себя во всех локальных конфликтах последних 40 лет. Разработано более 130 модификаций Ми-8, включая значительно модернизированные варианты – Ми-8МТ, Ми-17, Ми-171 – для гражданских и военных эксплуатантов.
Ми-17
На сегодняшний день продолжается изготовление разнообразных модификаций вертолета Ми-17. Регионы эксплуатации – Индия, Китай. Наиболее популярной моделью является Ми-17-1В. Причем до 90% этих вертолетов идет на экспорт. Данная модель может иметь разную комплектацию. Также одними из самых технически оснащенных вертолетов семейства Ми-8/17 являются вертолеты Ми-17В-5, поставляемые для Индии. Они оснащены современными мощными двигателями, что значительно расширяет возможности по перевозке тяжелых и крупногабаритных грузов. Вертолеты типа Ми-17 являются одной из самых удачных разработок российской вертолетостроительной школы.
Конструкция вертолета в основном такая же, как у Ми-8. Высокие летно-технические характеристики, надежность, возможность применения в широком диапазоне условий и температур (от -50 до +50 градусов по Цельсию), многофункциональность, простота в эксплуатации и обслуживании – качества, за которые так стали популярны Ми-17.
Ми-24
В настоящее время Ми-24 состоит на вооружении порядка 45 стран. В общей сложности, в 1991-2014 гг. иностранные заказчики получили 171 боевую машину. Вертолет принимал участие в боевых действиях в Памирских горах, в ущельях Кавказа, в тропических лесах Экваториальной Африки и в знойных азиатских пустынях. Боевая слава к нему пришла в Афганистане, где он получил прозвище “Крокодил”. Ми-24 стал символом транспортно-боевого вертолета. Наибольшей популярностью с 1991 года пользовались модели Ми-24П с пушечным вооружением. Также поставлялись и Ми-24В, оснащенные счетверенным 12,7-мм пулеметом.
Ми-35
Ми-35 – “наследник” легендарного Ми-24. В нем решения, заложенные в предыдущей серии, довели до максимума. Существенно были улучшены летно-технические характеристики, более эффективного использованы все виды вооружения в круглосуточном режиме и в различных условиях. В том числе использование машины в условиях жаркого климата и высокогорья. Серийно производится с 2005 года. Выпущено более 100 экземпляров.
Экипаж машины состоит из 2-3 человек. Максимальная скорость – 300 км/ч, практическая дальность – 420 км, практический потолок – 4,8 тыс. метров. Вооружен двухствольной пушкой калибра 23 мм, управляемыми и неуправляемыми ракетами, а также авиабомбами. Может перевозить до 8 десантников или 4 раненых на носилках.
Ми-26
Ми-26 – самый тяжелый в мире из класса многоцелевых транспортных вертолетов. Всего иностранным заказчикам было передано 12 машин. Разработано порядка 15 модификаций, эксплуатируются по меньшей мере 10 странами мира. Первый полет совершил 14 декабря 1977 года. Серийно производится с 1980 года. Выпущено порядка 300 экземпляров.
Ми-26 предназначен для выполнения транспортных, эвакуационных, противопожарных и других задач. В зависимости от модификации экипаж может состоять из 5-6 человек. Максимальная скорость – 270 км/ч, максимальная дальность полета с основными баками – 800 км, практический потолок – 4,6 тыс. метров. Способен нести на борту до 85 десантников или 60 раненых на носилках, либо до 20 тонн груза внутри фюзеляжа или на внешней подвеске.
В 2009 году Ми-26Т транспортировал 27-метровый катамаран Alinghi 5, а затем пассажирский самолет Ту-134. Таких операций не выполнял ни один вертолет за всю историю вертолетостроения.
Ми-28Н
В настоящее время иностранным заказчикам поставляются Ми-28НЭ. Машины этого типа состоят на вооружении Ирака и Кении, строятся по заказам Египта и Кении. Ми-28Н “Ночной охотник” – модификация ударного вертолета Ми-28 для круглосуточного боевого применения. Опытный образец совершил первый полет 14 ноября 1996 года. Серийное производство вертолета ведется с 2006 года. Выпущено около 100 экземпляров. Он был принят на вооружение ВКС России в 2009 году.
С установкой новой РЛС вертолет стал всепогодным, способный “видеть” днем и ночью, за что Ми-28Н прозвали “Ночной охотник”. Предназначен для поиска и уничтожения танков, бронированной и небронированной техники, а также пехоты противника на поле боя и малоскоростных воздушных целей.
Экипаж – 2 человека, возможно размещение 2 пассажиров. Максимальная скорость – 324 км/ч, практическая дальность – 500 км, практический потолок – 5,7 тыс. метров. Оснащен пушкой калибра 30 мм, управляемыми и неуправляемыми ракетами, а также авиабомбами.
16 февраля в Сингапуре открылся один из крупнейших авиасалонов в Азиатском регионе Singapore Air Show 2016. Особый интерес вызвали российские вертолеты. Уже подписаны контракты на поставку Китаю в 2016-2017 гг. семи вертолетов Ка-32A11ВС и двух Ми-171Е. Как рассказал источник в российском оборонно-промышленном комплексе, в период с 1991 по 2014 год на экспорт было поставлено более 1800 российских вертолетов военного назначения.
Согласно докладу аналитического центра Flight International, по состоянию на конец 2015 года в мире насчитывается 2555 вертолетов семейства Ми-8/17. Они составляют 13% от мирового парка вертолетной техники. Отечественные винтокрылые машины по популярности незначительно уступают только вертолетам S-70/SH-60/UH-60 производства американской компании Sikorsky Aircraft, которых в мире насчитывается 3 582 единицы (18%).
По данным Центра анализа мировой торговли оружием, российские ударные вертолеты пользуются стабильным спросом на внешних рынках: в 2010-2013 гг. на экспорт было поставлено 65 машин на сумму около $1799 млрд.
На период 2014-2017 гг. ожидаемый объем поставок может составить 92 новых вертолета на сумму $4078 млрд. Среди них ударные вертолеты Ми-28Н, многоцелевые транспортно-боевые Ми-35М, тяжелые транспортные Ми-26. Также по данным “Рособоронэкспорта”, в странах ближнего зарубежья продолжает эксплуатироваться значительное количество вертолетов типа Ми-8, Ми-24 и Ми-26. Популярность именно этих машин обусловлена относительно невысокой стоимостью и наличием обученного летного и технического состава. Все вертолеты семейства “Ми” разработаны в Московском вертолетном заводе им. М.Л. Миля.
tass.ru
За 10 лет производства (2006-2016) в России выпущено более 126 вертолетов Ми-28: http://www.militaryfactory.com/aircraft/detail.asp?aircraft_id=156 То есть – по 12 машин в год.