С точки зрения региональной эта новость выглядит поважнее многих столичных новостей. Как сообщает пресс-служба Минвостокразвития, министерство разработало предложения, которые позволят ускорить транзит некоторых товаров из Китая.
В чем, собственно, вопрос. Наши дальневосточные порты в настоящее время недозагружены. Ничего удивительного тут нет: строительство инфраструктуры и должно идти, так сказать, «на вырост», на перспективу. В китайских же портах сейчас наоборот, – очереди. И часть грузов китайские производители переваливают через российские порты, ускоряя тем самым, с одной стороны, скорость товаропотка. А с другой – давая необходимую загрузку российским портовым мощностям. Грузы идут через международные транзитные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2», и это выгодно обеим заинтересованным сторонам.
Но есть проблема: транзитные грузы у нас «таможатся» дважды: в точке входа и точке выхода, а это не только дополнительные трудозатраты, но и потери во времени. А время в транспортной логистике – это деньги, которые ни китайцам, ни русским не хочется терять.
Отныне же, согласно инициативе Минвостокразвития, «товары, ввозимые на территорию России для дальнейшего транзита через морские порты Приморья, будут беспрепятственно следовать через границу до порта – пункта назначения, где уже пройдут процедуры таможенного оформления. Механизм касается, прежде всего, транзитных контейнерных грузов, следующих за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Сроки доставки товаров значительно сократятся, по коридору «Приморье-1» груз будет проходить не более тринадцати часов, по коридору «Приморье-2» – не более четырех-пяти часов. Сейчас же время прохождения груза доходит до двадцати четырех часов», – цитируются в сообщении слова заместителя министра по развитию Дальнего Востока Павла Волкова.
Для примера: международный транспортный коридор «Приморье-2» – один из двух транспортных коридоров между Китаем и российским Дальним Востоком, которые дают северо-восточным провинциям КНР кратчайший выход к морю. А следовательно – к Японии, Южной Корее и другим странам региона через Приморский край. И переваливать грузы через него китайским провинциям даже выгоднее, чем через национальные порты. Планируется, что потенциальный объем грузовой базы МТК «Приморье-2» к 2030 году составит 23 млн. тонн зерновых (пшеница, соя, рис), плюс 15 млн. тонн контейнерных грузов. И предварительная оценка только инвестиций в этот проект составляет почти три миллиарда долларов США.
Почему нам это представляется заслуживающим одобрительного внимания. Потому что это тот самый случай, когда Российская Федерация учится извлекать выгоды не из сырья, а банально из своего географического положения. Как, собственно, и в проекте МТК «Приморье-1», который свяжет приграничный китайский город Суйфэньхэ, станцию “Гродеково”, Пограничный район Приморья и порты на востоке края. По этому коридору грузы из китайской провинции могут следовать кратчайшим маршрутом в страны Азиатско-Тихоокеанского региона уже автомобильным транспортом, а далее через российские порты на востоке Приморья.
Именно из таких «мелочей» и складывается развитие русского Дальнего Востока и настоящая, а не бумажная «международная экономическая кооперация».