21.11.2024 г. Четверг, 12:08
Главная > История > Отчего люди не читают?

Отчего люди не читают?

Отчего люди не читают?

Правительство озаботилось вопросом приобщения детей и юношества к чтению. В утверждённой на днях Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в РФ так и сказано: «Поддержку и развитие детского и юношеского чтения необходимо рассматривать как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства, имеющее важнейшее значение для будущего страны». Однако чтобы предпринимать некие меры, повышающие интерес к чтению, наверное, стоит понять, отчего люди стали меньше читать.

Однозначного ответа на этот вопрос, к сожалению, пока нет, а представители профессиональных сообществ, организаций и ведомств по понятным причинам имеют разные точки зрения. О том, в какой поддержке и каком развитии нуждается чтение, – в материале profiok.com.

Фундаментальной проблеме – фундаментальное решение

Пока Счётная палата обосновывает правительству и общественности неэффективность госпрограмм, кабинет министров продолжает запускать новые госпрограммы или расширять и углублять действующие. Вот и концепция поддержки детского и юношеского чтения, утверждённая 3 июня 2017 года, написана не просто так, а в качестве основы для разработки соответствующей подпрограммы госпрограммы «Информационное общество». Кстати, заметим, что документ готовила Минкомсвязь, а не министерства образования или культуры, как можно было бы предположить. Видимо, раз книгоиздание и СМИ относятся к этому ведомству, то и «потреблением» этих продуктов заведует оно же. Впрочем, к разработке документа были привлечены различные специалисты, в том числе не только книгоиздатели, но и психологи, сотрудники музеев и педагоги.

Концепция описывает цели и задачи программы (которую ещё только предстоит разработать – profiok.com), а также её базовые принципы, этапы и основные направления действий.

Отчего люди не читают?

Авторы документа отмечают, что чтение – это важнейший способ усвоения знания и опыта, накопленного человечеством, а также социально значимой информации. Чтение воспитывает и образовывает, повышает культурный и профессиональный уровень, формирует мировоззрение и образ жизни, а значит, влияет на потенциал и конкурентоспособность страны и качество жизни её граждан. Утрата интереса к чтению приводит к оскудению словарного запаса и даже к затруднениям в выражении собственных мыслей. Что это, если не деградация?

Сказанное выше относится, разумеется, не только к России: снижение интереса к чтению отмечают во всём мире. Значит, есть системные проблемы – возможно, связанные с глобализацией, с цифровизацией жизни общества, с развитием соцсетей и других моментальных каналов коммуникации, расширением спектра доступных развлечений. К чему это приведёт – тоже пока не очень понятно. Однако все страны, даже развивающиеся, признают проблему и ищут пути её решения.

По мнению авторов документа, сложившаяся в России ситуация с чтением имеет множество причин. Это отсутствие интереса к чтению у молодых родителей, ведь развитие ребёнка начинается в семье. Это недостаточная развитость инфраструктуры распространения книг – сокращение числа книжных магазинов, бедность ассортимента библиотек, особенно в небольших населённых пунктах. Кроме того, книги сейчас стоят дорого, и многие люди, да и библиотеки тоже, не могут себе позволить приобретение новых изданий. Наконец, потенциальному читателю сложно ориентироваться в книжном потоке – нет сложившейся системы навигации и экспертной оценки, которая помогала бы выбрать для чтения действительно стоящие произведения. Казалось бы, проблему доступности можно было бы решить с помощью электронных ресурсов, но это не работает: молодёжь предпочитает литературным произведениям короткие сообщения в соцсетях. Этот феномен ещё не изучен до конца, но специалистов волнует так называемая клиповость восприятия: человек теряет способность надолго вникать, концентрировать внимание, запоминать и осмысливать прочитанное.

Поскольку привычка к чтению формируется у людей в детском возрасте, авторы концепции предлагают обратить внимание именно на эту часть нашего общества – на молодёжь и детей. При этом отмечается, что необходимо разработать целый «комплекс взаимосвязанных мер политического, управленческого, организационного, нормативно-правового, экономического, образовательного, просветительского, научно-исследовательского, научно-методического и информационно-медийного характера».

Заметим, что в настоящее время действует Национальная программа поддержки и развития чтения, разработанная Роспечатью и Российским книжным союзом на 2007-2020 годы. В России прошёл Год литературы, проводятся книжные фестивали на Красной площади, создано Общество русской словесности, принято множество стратегических документов и целевых программ, однако выходит, что все эти меры не слишком эффективны – либо их попросту недостаточно.

Авторы документа задумали развернуться всерьёз. Начать предполагается с комплексных научных исследований, связанных с интересом к чтению в разных возрастных и социальных группах. На основе результатов этих исследований будет разработан комплекс методических рекомендаций.

Одновременно будет развиваться инфраструктура. Книгоиздателей, выпускающих качественную детскую литературу, будут поддерживать грантами, книготорговцев – субсидиями и льготами, библиотеки – господдержкой: например, детские книги – лауреаты литературных премий и конкурсов будут издаваться и распространяться по библиотекам при поддержке государства. Параллельно будут проводиться мероприятия по популяризации семейного чтения, развернётся социальная реклама чтения и книг для детей, будут проводиться творческие конкурсы, в том числе на популярных у молодёжи электронных площадках. Предлагается даже особым образом готовить «специалистов по поддержке детского и юношеского чтения» – педагогов-библиотекарей, редакторов детской литературы, специалистов по продвижению изданий для детей. При обучении или повышении квалификации педагоги, библиотекари, филологи и специалисты по книжной торговле будут проходить специальные модули по детской литературе, а соответствующие компетенции будут включены в квалификационные требования.

Отчего люди не читают?

Подход, продемонстрированный авторами концепции, настолько фундаментален, что не предполагает спешки. Если программа на основе этого документа будет разработана в текущем году, то весь 2018 год предполагается отвести на научные исследования и разработку методических рекомендаций. Следующие два года отводятся на пробную реализацию разработанных мер в пилотных регионах. И если всё будет хорошо, с 2020 года программа развернётся по всей стране. Когда страна почувствует результат, авторы концепции даже не берутся предполагать.

Что считаем?

Фундаментальные системные меры, которые что-то изменят в общественном сознании, – это, конечно, прекрасно, но слишком уж много неизвестных при постановке задачи.

Начиная с 2008 года, тиражи детских изданий в России неуклонно падают. Ряд аналитиков связывают это явление с ростом цен на книги – мол, многим приобретение книг уже не по карману. Всё так, но падение тиражей происходит и за рубежом, где кризисные явления проявляются не так остро.

Отчего люди не читают?

«Значит, это далеко не всегда кризис. Это всё-таки, видимо, влияние цифровой среды прежде всего», – сделал вывод глава правительства Дмитрий Медведев на встрече с книгоиздателями, которая прошла 6 июня в рамках книжного фестиваля на Красной площади. Вроде бы, логично, однако в таком случае должен был бы наблюдаться взрывной рост спроса на электронные издания, но этого тоже не происходит. Хотя статистика никак не учитывает «пиратское» распространение электронных версий книг, а также тексты, находящиеся в бесплатном доступе. А раз так, можно ли говорить о достоверности выводов, сделанных на основе статистических данных?

Со статистикой вообще всё непросто. Например, увеличение количества издаваемых книг может означать простое дублирование одних и тех же произведений. Сколько издательств печатают одни и те же популярные детективы не самого высокого качества? Рост или падение доходов издательств измеряется «в деньгах», а значит, ничего не говорит о росте или падении тиражей. Тиражи тоже считаются «в общем», и цифры по выпуску книг охватывают и классику, и детские раскраски, и правила дорожного движения, и брошюры для садоводов. Точно так же вычисляется средняя цена книги – в итоге получается сумма, не позволяющая делать никаких содержательных выводов. Средние цифры по количеству книжных магазинов тоже ни о чём не говорят: во многих городах, а тем более в небольших населённых пунктах, книги вообще нигде не продаются. Кроме того, продажи книг ничего не говорят о росте или падении интереса к чтению: можно читать книги в библиотеках, в том числе в домашних, можно пользоваться электронными версиями и так далее.

Отчего люди не читают?

Наконец, даже если эти данные дополнить какими-то параметрами, усложнить оценки, пересобрать, предусмотрев возможность делать разные статистические выборки, это всё равно будут количественные, а не качественные показатели. Медведеву доложили о результатах исследований PIRLS и PISA, где оценивается уровень читательской компетенции школьников, то есть их умение понять, запомнить и проанализировать прочитанный текст. И если по школьникам младших классов (9-10 лет) ситуация вполне приличная, то 14-15-летние российские дети по способности понимать текст оказываются на 26 месте – после Гонконга, Сингапура и Эстонии. Идея сравнивать по качеству чтения Россию и Гонконг премьеру не понравилась. Медведев предложил создать собственную систему оценки качества чтения, поскольку «наши читатели отличаются от сингапурских читателей и всё это надо учитывать». Созданием системы, по всей видимости, займётся Минобрнауки.

Простые пути

Наряду с системными, продолжительными по времени и требующими глубоких научных исследований мерами, есть возможность простимулировать интерес к чтению, развитие книгоиздания, пополняемость фондов библиотек, что называется, малой кровью.

Например, министерство культуры подготовило законопроект, который сейчас находится на рассмотрении в Госдуме. Согласно этому законопроекту, в государственных учреждениях культуры, где позволяет площадь, смогут открываться книжные магазины, для которых оплата аренды будет льготной. Против законопроекта возражает ФАС: действительно, проект даёт книжным магазинам некоторые преференции. Однако несмотря на рыночный подход, не следует забывать, что книга – это не только товар, но и источник культуры и знаний. Видимо, здесь нужен какой-то другой подход, скорее, социальный, чем рыночный.

Отчего люди не читают?

Что касается библиотек, то министерство культуры разработало и утвердило так называемый модельный стандарт общедоступной библиотеки, согласно которому библиотека из пункта выдачи книг превращается в культурно-просветительский центр. Правда, по словам министра культуры Владимира Мединского, несмотря на то, что стандарт был одобрен правительством, далеко не все регионы согласились выделять средства на эти проекты.

Как происходит комплектование фонда библиотек – тоже большой вопрос. По закону издательства должны предоставлять библиотекам обязательные экземпляры своих изданий, но этот процесс, как говорят специалисты, никто не контролирует. По данным Ассоциации школьных библиотек, в российских школах сейчас около 28 тысяч библиотек и большинство из них комплектуются только школьными учебниками, другие книги туда не поступают. Дмитрий Медведев пообещал, что деньги на комплектование фондов государственных и муниципальных библиотек детскими книгами «коллеги найдут». Правительством дано поручение Минфину, Минкультуры и Роспечати представить соответствующие предложения до 1 сентября.

Однако движение книги к читателю и читателя к книге должно быть обоюдным. И тут тоже есть проблема, которую можно решить вполне доступными способами. Это навигация в книжном потоке, доступность информации о новых изданиях и их экспертной оценке. Для популяризации качественной детской литературы Дмитрий Медведев поручил Минфину и Роспечати до 1 сентября представить предложения по учреждению национальной премии для детских писателей. Правда, само по себе учреждение премии вряд ли как-то поможет распространению информации о достойных авторах и хороших книгах: нужно подключать СМИ, медиасферу, привлекать внимание чиновников, доносить информацию до максимально широкой аудитории. Как верно заметил на вручении премии «Книга года» замечательный журналист Виталий Третьяков, «если бы здесь не было людей с телекамерами и пишущих журналистов, никто бы и не узнал, какие книги вышли и что нужно читать».

Наконец, в популяризации чтения, как и вообще в деле просвещения, очень многое зависит от человеческого фактора. Книжный фестиваль на Красной площади, присутствие на нём первых лиц государства – всё это, конечно же, влияет на рост внимания к книге. Вероятно, стоит проводить больше подобных мероприятий в регионах. И тут всё упирается… в личность губернатора. Дмитрий Медведев прямо так и сказал: «это зависит от простых вещей – читает губернатор книжки или нет». Правда, глава правительства пообещал найти способы воздействия на местных начальников – «и по государственной линии, и даже по партийной».

Комментарий profiok.com

Юрий Смыслов

«На мой взгляд, несмотря на то, что правительство стремится к системному подходу, отчего-то слились воедино несколько разных задач: популяризация чтения как такового, поддержка книгоиздания, сохранение бумажной книги и формирование круга чтения у детей и подростков, – комментирует заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – Бессмысленно повышать доступность бумажных книг там, где они не востребованы. Мы недавно провели эксперимент: наша сотрудница попробовала записаться в Российскую Государственную библиотеку, знаменитую «Ленинку». Весь процесс от регистрации на сайте до получения электронного читательского билета занял от силы пару часов – видимо, паспортные данные в библиотеке проверяются вручную. Но почему же при такой доступности и при достойно комплектуемых фондах в «Ленинке» пустуют читальные залы?

Думаю, пора признать, что времена изменились. Если в прошлом веке единственной возможностью для мальчишек погрузиться в атмосферу приключений было чтение Жюль Верна или Стивенсона, то сейчас у них есть альтернативные варианты – кино, компьютерные игры, телевидение, различные квесты и так далее. Пора смириться: читать столько, сколько читало в детстве старшее поколение, современные дети уже не будут. Значит, нужно сосредоточиться на другом. Во-первых, приучать к тому, что книга – один из равноправных источников информации, ничуть не хуже, чем компьютерная игра. Во-вторых, формировать круг чтения. Раз дети читают меньше, к ним в руки должны попадать только качественные книги. Какие? Вот об этом чиновникам, экспертам, обществу, пожалуй, стоит договориться до того, как начать реализовывать очередную госпрограмму. Может быть, стоит учесть здесь необходимость развивать инженерное творчество – ведь были же в СССР популярны книги Перельмана, написанные великолепным русским языком?

Есть вокруг этой темы и ещё один парадокс, управленческий. За книгоиздание в нашей стране отвечает министерство связи, за библиотеки – министерство культуры, за школьную программу по литературе – министерство образования. Смогут ли они согласовать свои цели и действия и выступить, что называется, единым фронтом? Не говоря уже о необходимости параллельно решать множество других задач.

А что до наполнения фондов библиотек – всё решаемо. ИНЭС уже много лет с помощью своих партнёров издаёт серию «Военная история Российского государства». Благодаря партнёрской поддержке мы имеем возможность распространять издания серии бесплатно – раздавать на детских мероприятиях, передавать в школы и библиотеки. Судя по спросу, такие книги нужны, и проблем с читательским интересом у нас нет. Совсем недавно, например, мы передали несколько сотен экземпляров книги «История, рассказанная народом» Фонду социально-культурных инициатив для распространения в «Орлёнке» и «Артеке», а также в библиотеках Крыма. На Руси часто решали проблемы всем миром. Думаю, если будет появляться больше таких проектов, в которых участвует не только государство, но и компании, неравнодушные к истории и культуре нашей страны, детям точно будет что читать, и делать это они будут с удовольствием».

Фото: пресс-служба правительства РФ, пресс-служба ЦЭРС.

Иллюстрации: слайды к сообщению руководителя Роспечати Михаила Сеславинского на встрече с Дмитрием Медведевым 06.06.2017, размещённые на сайте кабмина. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прикрепить изображение