Военная организация государства поднялась на новый качественный уровень
C 1 декабря на боевое дежурство начнут регулярно заступать оперативные смены Национального центра управления обороной (НЦУО) Российской Федерации. Споры о том, насколько необходимо было создание такого центра, велись с самого начала его сооружения и ведутся по сей день. Кто-то из критиков данной идеи, смутно представляя себе конечный облик и задачи, возлагаемые на НЦУО, увидел в этом лишь напрасную трату средств (по некоторым данным, стоимость проекта составляла 40 млрд руб.). Другие, обращая внимание на возможности современных высокоточных систем поражения, скептически высказывались относительно целесообразности сосредоточения (при определенных обстоятельствах) в одном месте ключевых фигур военно-политического руководства страны. Третьи стращали самих себя, а заодно и остальных москвичей неизбежным наступлением транспортного коллапса в районе Фрунзенской набережной, который должны были вызвать строительство и ввод в строй нового объекта, имеющего стратегическое значение.
Одним словом, как и водится в таких случаях, все то новое, что должно было появиться с созданием НЦУО, встречалось некоторыми обозревателями и комментаторами если не в штыки, то, во всяком случае, с изрядной долей скепсиса. Но, заметим, в сложившейся ситуации военное ведомство предпочло не размениваться на малопродуктивную полемику с оппонентами, а сосредоточиться на качестве и сроках выполнения этой задачи, поставленной Верховным главнокомандующим Вооруженных сил РФ.
Сегодня, когда до официального ввода НЦУО в строй остается менее месяца, фактически можно говорить о том, что качественно новая структура по управлению военной организацией государства не только состоялась, но и уже на стадии несения опытно-боевого дежурства стала в полной мере оправдывать свое существование.
Коррективы внесла логистика
Об этом на днях сообщил журналистам начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ генерал армии Валерий Герасимов. Причем сделанная на таком высоком уровне профессиональная, а не экспертная оценка пока еще стартовых результатов деятельности центра была озвучена впервые. Из этого можно сделать вывод, что первые конкретные наработки вполне оправдывают ожидания руководства Вооруженных сил в плане эффективности функционирования новой управленческой структуры.
Валерий Герасимов акцентировал внимание на том, что существовавшая на протяжении полувека система обеспечения управления войсками, завязанная на Центральный командный пункт (ЦКП) Генерального штаба ВС РФ, в какой-то момент перестала себя оправдывать.
Прежде всего с точки зрения сбора, обобщения и анализа подчас узкопрофильной и разрозненной информации, которая при определенных обстоятельствах могла иметь весьма значимый характер для выполнения Вооруженными силами РФ возложенных на них задач.
По словам военачальника, эти функции наряду с координацией деятельности органов военного управления по конкретным вопросам фактически возлагались на руководителей соответствующего уровня, что, по сути, контроль за происходящими в войсках процессами лишался таких важных составляющих, как непрерывность, комплексность, а также оперативность и адекватность реагирования на изменения обстановки.
Вместе с тем приобретающие все большую значимость вопросы логистики, связанные с обеспечением и перемещением войск, или же увязки поступления в войска новых образцов вооружения и военной техники со сроками строительства под них необходимой инфраструктуры откровенно выходили за рамки компетенции дежурных смен ЦКП. Иными словами, деятельность этого органа управления была сконцентрирована не на комплексном анализе и воздействии, а скорее на фиксации происходящих в Вооруженных силах отдельных процессов, сборе и представлении требовавшегося объема информации военному руководству и доведении его решений до конкретных исполнителей. При этом выработка вариантов реагирования на те или иные события также оставалась за рамками решаемых ЦКП задач. С учетом же того, что цикл изменения обстановки и соответственно необходимость оперативного принятия решений в современных условиях сократились до часов и минут, оправдавшая себя в прошлые годы система управления Вооруженными силами уже не отвечала реалиям времени.
Апробацию уже провели
Универсальность созданного НЦУО как органа оперативного управления военной организацией государства, помимо всего прочего, заключается в единстве его структуры для мирного и военного времени. А подтвержденное в ходе апробации его функционирования существенное сокращение цикла обработки информационных потоков и возможность решения многих вопросов управленческой деятельности силами дежурных смен, безусловно, кардинально изменили статус НЦУО по сравнению с его предшественником – ЦКП.
Существующее разделение НЦУО на два основных центра: центр боевого управления и центр управления повседневной деятельностью войск (сил), а также несколько центров управления по специальным вопросам – дает возможность, с одной стороны, не смешивать в «общую кучу» непрерывно поступающую разнородную информацию. С другой же стороны – такая структура центра позволяет при необходимости произвести комплексный анализ нескольких факторов, каждый из которых может оказать значительное влияние на конечный результат каких-либо процессов.
При этом, как отметил Валерий Герасимов, заложенная в деятельности НЦУО новизна подхода заключается в создании на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях «стволовой» структуры непрерывного мониторинга, оперативного анализа обстановки и подготовки предложений руководству по организации выполнения первоочередных мероприятий при возникновении нештатных или кризисных ситуаций.
Приведя в качестве примера работу подсистемы мониторинга выполнения гособоронзаказа, военачальник сообщил, что в деятельности структур НЦУО все мероприятия, от выявления потребности в конкретном типе вооружения до серийной поставки образцов в войска и ввода их в эксплуатацию, увязаны в единый процесс. В этом процессе сопряжены вопросы изготовления образцов вооружения, создания соответствующей инфраструктуры в воинских частях, подготовки запасов материальных средств, формирования и обучения персонала для их эксплуатации. По любым отклонениям от установленных графиков проводится анализ причин и выдача рекомендаций и предложений для внесения необходимых корректировок и выправления ситуации.
Кстати, находящийся с апреля на опытно-боевом дежурстве НЦУО прошел успешную апробацию в период проведения стратегического командно-штабного учения «Восток-2014». Тогда управление действиями различных по составу группировок войск в режиме реального времени производилось непосредственно из Национального центра управления обороной.
В то же время глава российского Генштаба отметил, что НЦУО не подменяет и не дублирует функции соответствующих штабов и органов военного управления. Речь идет лишь о делегировании Центру тех задач, которые требуют непрерывного цикла выполнения, и установлении порядка информационного обмена и взаимодействия со всеми заинтересованными структурами. В том числе – и с другими федеральными министерствами и ведомствами, имеющими свои задачи в сфере обороны государства. На сегодняшний день в соответствии с Планом обороны государства к таковым отнесены 52 федеральных органа исполнительной власти и 3 организации (государственных корпорации). И НЦУО здесь выступает в качестве механизма координации их усилий при решении задач в области обороны страны.
При этом, как стало известно, в военном ведомстве решили отказаться от прикомандирования на постоянной основе в состав НЦУО представителей других министерств и ведомств, однако, если того потребует складывающаяся обстановка, возможности Центра позволят им развернуть свои посты или рабочие места.
Примечательно, что, не дожидаясь официального ввода в строй НЦУО, военное ведомство заранее позаботилось о подготовке для него соответствующих кадров. И уже с июля на базе Военной академии Генштаба ВС РФ специалисты центра проходят трехмесячный курс обучения. Всего же, как сообщалось, ежегодно планируется готовить около 500 экспертов и аналитиков для службы и работы в НЦУО, а также сформировать учебные программы переподготовки для руководителей федеральных органов власти и директоров оборонных предприятий.
Новый инструмент сдерживания угроз стране
Важными аспектами успешной деятельности НЦУО являются вопросы, связанные с обеспечением защиты и безопасности информационных систем и защищенностью самого центра, который в военное время, не приходится сомневаться, станет одним из главным объектов воздействия противника.
На сей счет в одном из недавних интервью начальник Главного оперативного управления российского Генштаба генерал-лейтенант Андрей Картаполов заявил, что при создании НЦУО использовалась исключительно отечественная техника и программное обеспечение. А возможности программно-аппаратного комплекса Центра позволят моделировать развитие и варианты разрешения кризисных ситуаций практически в любой точке мира. Кроме того, представитель Генштаба сообщил, что при строительстве Центра учитывался в том числе и фактор возможного нанесения по его объектам ядерного удара. То есть меры, предпринятые для обеспечения безопасности НЦУО, адекватны характеру возможных угроз для этого стратегического объекта.
Наличие НЦУО, способного в кратчайший срок обеспечить принятие решений руководством страны на применение Вооруженных сил, других войск и органов в ответ на возникающие угрозы, начальник российского Генштаба генерал армии Валерий Герасимов отнес к дополнительному фактору сдерживания агрессии против России.
При всей кажущейся небесспорности данного тезиса российского военачальника все-таки можно согласиться с ним в главном: с созданием Национального центра управления обороны Российской Федерации руководство страны и Вооруженных сил получило качественно новый инструмент мониторинга, всестороннего анализа и оперативного воздействия на различные аспекты, тесно связанные с обороной государства. Не подвело бы, как это нередко в истории случалось, исполнение…
http://vpk.name/