Двигатель АМ-38: ключевой элемент в авиации периода Великой Отечественной войны
К 80-летию Великой Победы
Двигатель АМ-38, который являлся самым распространенным среди авиамоторов, разработанных Александром Микулиным, был 12-цилиндровым V-образным двигателем с водяным охлаждением. Он устанавливался на штурмовой самолет Ил-2, известный как «летающий танк». Создание этого мотора стало важным достижением в области авиамоторостроения в СССР.
С учетом того, что вес Ил-2 в бронекорпусе, загруженный авиабомбами, превышал 6 тонн, мощности предыдущих двигателей Микулина АМ-34ФРН и АМ-35 было недостаточно. Поэтому он начал разрабатывать новый двигатель, который был не предназначен для высоких altitudes, но должен был обеспечить значительную мощность.
Производство мотора стартовало на московском заводе № 24 имени М.В. Фрунзе, однако с началом войны оно было эвакуировано в Куйбышев (в настоящее время – Самара), где заводские цехи были построены заново. Даже в таких сложных условиях завод в Куйбышеве (ныне известный как ОДК-Кузнецов) смог выполнить производственный план. После того, как Москва была защищена, АМ-38 стали производить и на новом заводе №45 (сегодня – ОДК-Салют), который был основан на площадке эвакуированного завода имени Фрунзе.
Благодаря самоотверженной работе сотрудников, отечественные заводы смогли в самый нужный момент обеспечить авиацию значительным количеством АМ-38 и его форсированного варианта АМ-38Ф, чья взлетная мощность достигала 1700 л.с. Ил-2 с данным двигателем внес значительный вклад в достижение Великой Победы.
На представленных фотографиях и видео показан боевой двигатель АМ-38Ф, который был собран в Куйбышеве в 1942 году. Этот двигатель и лопасть винта принадлежали Ил-2, который был сбит противником и позже поднят из болота в Мурманской области в 1971 году. Сегодня они являются экспонатом музея ОДК-Кузнецов в Самаре.
Источник: @uecrus_official