2 апреля 2014 года. Что изменилось на заводе с момента моего предыдущего посещения предприятия год назад. Цех финальной сборки. Сейчас нас здесь «встречают» новые Ил-76МД-90А.
Это первый серийный самолет установочной партии — машина 0103. Ранее были построены летный образец, который задействован в летных испытаниях и ресурсный для испытаний в ЦАГИ. 0103 находится в высокой степени готовности, ведутся испытания под током, проходит отработка самолетных систем. Но есть ещё ряд вопросов, решение которые ещё на стороне КБ Ильюшина. Существуют вопросы по аварийной сигнализации и по установке кресел летчиков летного экипажа. Те кресла, которые были установлены на летном образце, уже не выпускаются. Поэтому принято решение адаптировать под эту машину другие кресла.
На самолете комплектация практически 100%. Финансирование работ ведется. Передачу 0103 Ильюшинской фирме должна состояться в августе. Этот борт будет готов раньше машины 0102, которая участвовала в первом этапе ГСИ и сейчас также находится здесь, на предприятии, на доработке по результатам испытаний. 0102 пойдет на второй этап ГСИ в конце года. А в это время на 0103 будут проводиться испытания систем аварийной сигнализации, светотехники. К ноябрю эта первая серийная машина должна вернуться на завод, и состоится передача самолета уже Минобороны в рамках госконтракта.
Практически собрана и машина 0104. Специалистами производства окончательной сборки ведется монтаж систем. Комплектация составляет уже около 90%. Передать самолет заказчику планируется в ноябре этого года. Он будет передан на Таганрогский авиационный комплекс для дальнейших доработок под спецсамолет. Всего по программе Ил-76МД-90А на заводе запущено в производство 10 самолетокомплектов. Сейчас идет их изготовление на различных этапах технологической цепочки. Также завод начал заниматься вопросами изготовления и запасных частей для «76» машины.
Далее Ту-204СМ – ВС №150. Построены два таких самолета. В прошлом году авиалайнер получил сертификат типа. Эта машина прибыла на этап доработок по результатам сертификационных испытаний. Данный борт станет первым, который пойдет в эксплуатацию. Также в этом году на Авиастаре начнется строительство самолета Ту-204-300 для Управления делами Президента, сдать машину заказчику планируют в середине 2015 года.
Здесь же в цеху окончательной сборки проводятся работы по установке интерьеров на самолеты Sukhoi Superjet 100. Вот очередная машина для Аэрофлота. Завод в прошлом году установил интерьеры на 13 самолетах. В этом году предусматривается увеличение объема работ в 2,5 раза. В течение 2014 года ульяновцы должны установить интерьеры на 31 самолете SSJ на территории «Авиастара», окрасить в ООО «Спектр-Авиа» и передать заказчику.
Далее два самолета Ан-124 Руслан, здесь проводятся работы по восстановлению летной годности. Это завершающие два самолета из шести по контракту с Минобороны. Одну машину планируют передать заказчику до конца первого полугодия, вторую — к ноябрю. Есть сложности по комплектации ВС, поскольку заводы-поставщики уже не производят многие комплектующие. Также завод проводит работы по поддержанию летной годности самолетов коммерческой авиации для авиакомпании «Волга-Днепр».
Перемещаемся в агрегатно-сборочное производство. Здесь собирают крупные секции планера. Вот это уже сборка секций 8-й машины Ил-76МД-90А. К маю фюзеляж 8-й машины уже должен быть собран.
Следующий цех сейчас готовят к сборке Ту-204СМ. Здесь ранее собирались отдельные небольшие агрегаты. Сейчас в Правительстве РФ, а конкретно в Минпромторге, проходит ряд организационных встреч, где рассматривается вопрос о начале серийного производства 11 самолетов для отечественных авиакомпаний.
Также Авиастар является одним из главных кооперантов с Иркутским авиационным заводом по программе МС-21. В этом году начинается поставка первых опытных образцов панелей фюзеляжа на Иркутский завод. В рамках кооперации завод будет отвечать за изготовление люков и дверей, трубопроводов, вертикального и горизонтального оперения, подкилевого отсека. Объемы заказов по данному проекту возрастают.
В целом, имеющиеся мощности завода позволяют без напряжения самостоятельно строить одновременно 4 типа самолетов. Сегодня самая сложная проблема – нехватка кадров. И это проблема не только этого предприятия. Потребность «Авиастара» в персонале: основные производственные рабочие – на 2014 год - более 700 человек. В перспективе 3-4-х лет потребность составит более 3000 человек, это только лишь рабочие. Инженерно-технический персонал — конструкторы, технологи, программисты, по ним потребность – ещё 200-250 человек ежегодно.
Роман Гусаров.
http://www.aex.ru/docs/3/2014/4/2/2010/