Вокруг личности Ольги Васильевой, занявшей 19 августа должность министра образования и науки России, ведутся самые жаркие споры и дискуссии. В либеральном лагере вообще переполох. Главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов даже спешно заявил о выходе из состава Общественного совета при министерстве и назвал назначение Васильевой ошибкой. «Ведомости» приводят слова «источника, близкого к руководству Минобрнауки» о том, что кадровое решение президента – «плевок в сторону модернизационных идей». В соцсетях множатся вырванные из контекста и передёрнутые цитаты из выступлений Ольги Васильевой разных лет. Да и сама фамилия после бесконечной истории с Евгенией Васильевой и «Оборонсервисом» воспринимается как имя нарицательное и окрашена отнюдь не в радужные тона.
Стараясь не идти на поводу у всеобщей истерии, сотрудники ЦЭРС ИНЭС попытались составить собственное мнение о новом министре. Для этого мы познакомились с видеозаписью лекции Ольги Васильевой, прочитанной в июне этого года на молодёжном форуме «Территория смыслов». Тем более, что лекция была посвящена близкой деятельности ЦЭРС тематике – патриотическому воспитанию. Основные тезисы, прозвучавшие в ходе этой беседы с участниками форума, предлагаем вашему вниманию.
О патриотизме и уникальности России
Начала Ольга Васильева, как и положено представителю администрации президента, со слов Владимира Путина о том, что «у нас нет и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма». Васильева пояснила, что слово «патриотизм» дословно переводится с греческого как любовь к Отечеству, готовность подчинить свои личные интересы государственным. Безусловно, любая страна неповторима, подчеркнула эксперт. Но Россия заметно отличается от других стран, во-первых, тем, что на протяжении тысячелетней истории здесь не было национальных и религиозных войн, а во-вторых, единством поколений, каждое из которых выполняет определённую задачу. Это единство в терминологии историка А.Н. Боханова называется «общим деланием». Несмотря на то, что в отечественной истории были периоды, когда государственность практически исчезала или была надорвана, страна была раздроблена на части, всегда находилось ядро, что-то целое, позволяющее не пропасть чувству единства. Именно ткань «общего делания», по мнению Васильевой, позволяла стране снова и снова возрождаться, восстанавливать государственный механизм.
О формировании национальной идеи
Ольга Васильева напомнила, что любовью к Отчизне проникнуты даже домонгольские произведения, в т.ч. «Слово о полку Игореве». Формула «За русскую землю!» встречается на их страницах сотни раз. Уже тогда люди понимали, что патриотизм – важнейшее направление в мировоззренческой сфере, и уделяли ему надлежащее внимание.
В XV-XVI веках патриотизм в России начали понимать как служение правителю. В качестве примера можно привести слова Ивана Грозного: «Российскому государству и русскому царю нельзя изменять, их следует любить и защищать» или текст «Домостроя», написанный сподвижником Ивана Грозного – священником Сильвестром.
В Смутное время символы Отечества снова поменялись: на первое место выступила православная вера. Патриотизм стал восприниматься как отождествление Отечества не с конкретным монархом, а в принципе с монархическим способом организации жизни. Из глубин страны стала вырастать идея возрождения сильной власти, а патриотизм в это время заключался в совместных действиях по восстановлению монархии. Патриот смутного времени – человек, «добра хотящий русскому государству». При этом пособников интервентов называли изменниками всему русскому царству.
Современное слово «патриотизм» вошло в русский язык только во второй половине XVIII века. Патриотизм стали понимать как заботу о благе России, службу правителю во благо Отечества.
Высшей точкой обсуждения идеологии патриотизма, считает Ольга Васильева, в России стал XIX век. Философы, богословы, писатели много и подробно говорили о том, что любовь к Родине – черта, присущая только настоящему гражданину, что требование общего блага предполагает согласование личного блага с общественным. Признание Отечества высшей ценностью воспринималось обществом как проявление гражданской и нравственной духовной зрелости.
Эта тенденция, напомнила Васильева, связана с так называемой «русской идеей», о которой писал философ Иван Ильин: «Русская идея не выдумана кем-то искусственно, её возраст есть возраст самой России… С расширением границ Русского государства, присоединением к нему новых народов Русская идея трансформируется в идею российскую. Многочисленные нерусские народы, получая от русской нации экономическую, культурную и иную помощь, военную защиту от врагов, стали считать Россию своей общей исторической Родиной». Иными словами, взаимоотношения с нерусскими народами, населяющими Россию, всегда основывались не на поглощении, а на взаимном культурном обогащении. Можно привести ещё одну цитату. Вот что писал Исмаил Бей Гапринский, известный крымско-татарский просветитель и политик: «Необходимо, чтобы русское мусульманство прониклось убеждением, что Провидение, соединив его судьбу с судьбой великой России, открыло перед ним удобный путь к цивилизации, образованности и прогрессу».
О XX веке: великие потрясения
Ольга Васильева напомнила, что Россия – единственная страна в мире, пережившая за менее чем столетний период два серьёзных идеологических потрясения. И в послереволюционный период, и в промежуток с 1991 по 2002 год из общественного сознания исчезли понятия любви к Отечеству, героизма и патриотизма, об этом вообще нигде не говорили.
Придя к власти в 1917 году, большевики отвергли всю российскую историю. «Преподавание истории, жаждущей в примерах прошлого найти образцы для подражания, должно быть отброшено», – писал нарком просвещения А.В. Луначарский. Литература XIX века была подвергнута шельмованию за великодержавность, а подвиги героев Отечественной войны 1812 года объяснялись тем, что вооружённые чем попало крестьяне защищали своё имущество.
Однако в начале 1930-х годов в Германии стали происходить события, заставившие руководство страны пересмотреть взгляды на историю и разработать новую идеологию, опирающуюся на патриотизм. «У нас есть Отечество и мы будем отстаивать его независимость», – заявил Сталин, понимая неизбежность войны. Всё поменялось: вышел фильм «Александр Невский», была поставлена опера «Иван Сусанин», в Третьяковской галерее развернулась огромная выставка из четырёхсот полотен на исторические темы. Историю снова стали рассматривать в преемственности. С 1943 года началась разработка нового учебника по истории для начальной школы. Иными словами, был взят государственный курс на восстановление патриотизма.
В 1991 году история повторилась, причём снова как трагедия, а не как фарс. Из-за социально-политического кризиса в стране было очернено прошлое, история советского периода была полностью зачёркнута и переписана. Из общественного сознания пропала гордость за судьбу своей страны, а в информационное поле регулярно выбрасывались ошеломительные мифы и небылицы, якобы закрывающие «белые пятна» в истории. Продолжалась эта вакханалия больше десяти лет, пока руководство страны не осознало, что строить будущее без прочного фундамента невозможно, а фундамент не может быть прочным без уважения к истории и без патриотизма.
О поколении героев
В июне 1941 года выпускники школ, учившиеся как раз в 1930-х годах, шагнули в пекло. Оказалось, что именно это поколение стало самым героическим, дало огромное количество ярких фронтовых писателей и поэтов. Конечно, на фронте были и взрослые мужчины, и старики, и женщины, и девушки, но общий морально-идеологический тон задавали выпускники советских школ 1937—1941 годов. Многие известные нам герои – 1924 года рождения: Александр Матросов, Любовь Шевцова, Евгения Руднева. В этом же году родились Юрий Бондарев, Василь Быков, Борис Васильев, Виктор Астафьев – всем известные писатели-фронтовики, призывники «второй волны». «Войну выиграли десятиклассники», – писал позже Юрий Трифонов. Нельзя отрицать, что моральные резервы, оказавшиеся столь востребованными в годы войны, укрепили школьные учителя, привившие своим ученикам любовь к Родине и способность к самопожертвованию.
«Сегодня, говоря о патриотизме, важно изучать феномен поколения 20-х годов ХХ века. Это было поколение героев», – сказала Ольга Васильева. Списочный состав безвозвратных потерь по официальным данным составил 8668400 человек. Эти люди могли стать талантливыми врачами, учителями, актёрами. Для вернувшихся с войны фронтовиков на протяжении трёх лет был открыт приём в вузы без экзаменов, и наша страна никогда не видела такого образовательного бума: все стремились учиться и получать мирные профессии, чтобы восстанавливать страну из руин.
Ольга Васильева зачитала несколько писем, приведём текст одного из них. Письмо написано в Белоруссии в мае 1944 года. Командование батальона потеряло связь с одной из рот, и связь нужно было восстановить. Киевский мальчишка Олег Нечитовский, ушедший на фронт сразу после выпускного вечера, четыре часа налаживал связь и был смертельно ранен. Понимая, что умирает, он написал два письма – маме и любимой девушке. Вот несколько фраз из письма любимой, которые невозможно читать без кома в горле и безграничной гордости за написавшего эти строки: «Не удивляйся, это моё предсмертное письмо. Если ты его получишь, то меня уже не будет в живых. Знай, что я отдал жизнь дорого, честно, на поле боя, и белорусская земля приняла меня, украинца, как сына. Конечно, умирать не хочется, но зов Родины – это закон, этого требовал долг, и пришлось не считаться с жизнью. О многом мы мечтали, но… Пройдут годы, у тебя будет сын, и я тебя очень прошу, расскажи ему хоть немного о том, кто хотел быть его отцом!»
О дне сегодняшнем
Сегодня часто можно слышать о том, что идея патриотизма навязывается сверху, что о патриотизме говорят слишком много и слишком часто. В то же время очевидно, что современной молодёжи заметно не хватает основополагающих ценностей. Ольга Васильева привела в пример США, где государственный патриотизм очень развит, и школьники искренне гордятся историей своей страны и её героями. Ольга Юрьевна рассказала, что однажды поинтересовалась у американского коллеги, как в Америке преподаётся история Гражданской войны. Ответ был такой: преподаётся канонично, но герои есть с обеих сторон – и на Севере, и на Юге.
В этом смысле Васильева считает очень своевременным создание историко-культурного стандарта, на основании которого будет вестись преподавание отечественной истории уже с этого учебного года. «Для преподавателя гуманитарного цикла важна мировоззренческая платформа, на которой он стоит», – уверена Ольга Васильева. Для формирования этой мировоззренческой платформы в стандарте выделен список двадцати наиболее сложных вопросов – исторических событий, в трактовке которых возможны неоднозначные толкования. Эти события требуют дополнительной дискуссии, и по ним будут разработаны дополнительные пособия.
К счастью, заметила Ольга Васильева, преемственность и ценностная основа в нашем обществе начинают возрождаться. Яркое свидетельство тому – акция «Бессмертный полк», ставшая знаковым событием и явлением. В 2015 году на улицы Москвы вышли полмиллиона человек, в 2016 году – около семисот тысяч, и в России не было ни одного города, где не прошла бы эта акция. Учителя часто спрашивают, продолжила Васильева, есть ли герои в наши дни, какие героические события можно приводить в пример своим ученикам. По мнению эксперта, таких событий в новейшей истории предостаточно: например, строительство энергомоста через Керченский пролив, возрождение в кратчайшие сроки отечественного авиадвигателестроения, развитие российской гражданской авиации. Есть и образцы подлинного личного героизма, например, подвиг Александра Прохоренко, погибшего в марте 2016 года при исполнении служебных обязанностей в ходе боёв в Сирии, или Сергея Солнечникова, закрывшего собой боевую гранату и спасшего жизни подчинённых ему солдат.
Заметим, что своевременность разговора о гражданских чувствах и ценностях можно было оценить даже по реакции аудитории во время рассказа Ольги Васильевой о потерях в годы Великой Отечественной войны. Сложно сдержать слёзы, слыша слова из писем простых солдат, написанных родным и близким. Они писали совершенно искренне, выражали свои истинные чувства, понимали, что могут погибнуть, но не видели для себя иного пути, кроме как сражаться за Родину до последнего вздоха. Оператору, снимавшему лекцию, удалось найти в зале только одну плачущую девочку, её и показывали – долго и выразительно. Остальные слушатели либо откровенно скучали, либо уткнулись в гаджеты, не проявляя ни малейшего сопереживания.
По мнению Ольги Васильевой, обнародование документов, которые до сих пор были засекречены, требует подготовки общественного сознания, иначе их публикация нанесёт обществу непоправимый урон: факты, выдернутые из контекста, не соотнесённые с существовавшей тогда реальностью, могут быть неверно поняты и истолкованы. Так что с публикацией архивов Васильева спешить не советует. Вместо этого, по её мнению, следует заняться повышением общего культурного уровня: «Если человека не воспитывать, то прививать всё ценное, что было до тебя, очень трудно». Васильева считает, что невозможно считать себя образованным человеком, не будучи знакомым с произведениями классической русской литературы, а также с культурой и традициями народов России, иначе «мы просто не будем знать друг друга» и утратим способность к «общему деланию».
Образование, подчеркнула Ольга Васильева, включает в себя и обучение, и воспитание. Это труд, это преодоление, но при этом возможностей у нынешнего поколения намного больше, чем было у предыдущих: «всё в нашей жизни зависит от нашего желания быть человеком».
Комментарий profiok.com
Что известно о новом министре образования? 56-летняя Ольга Васильева имеет дирижёрско-хоровое (Московский институт культуры), историческое (МГПИ) и дипломатическое (Дипакадемия МИД РФ) образование. Доктор исторических наук, профессор, заведует кафедрой в РАНХиГС, написала более двухсот научных работ и монографий – в основном по тематике взаимодействия (или сосуществования) РПЦ и советского государства в различные периоды. Действительный государственный советник РФ второго класса. В последнее время работала в администрации президента РФ в должности замначальника управления по общественным проектам – в частности, отвечала за обучение чиновников и глав регионов, курировала связь с общественными организациями, реализуя совместные проекты с ОНФ, «Единой Россией» и др.
За прошедшие после назначения несколько дней Ольга Васильева успела обозначить приоритеты в своей будущей работе. По её словам, министерство образования и науки займётся выполнением «майских указов» президента и будет заботиться об учителях, так как «учитель – главный человек в процессе образования».
Строить прогнозы бессмысленно, судить будем по делам, но в целом по лекции на «Территории смыслов» и по первым заявлениям об Ольге Васильевой складывается положительное впечатление: она чувствует аудиторию, профессионально владеет темой, хотя, конечно, ведёт себя больше как дипломат, чем как эксперт-историк. Впрочем, возможно, на новой должности дипломатические способности будут более чем востребованы.
«Руководство страны сделало шикарный подарок гражданам к началу учебного года, сняв Дмитрия Ливанова с должности министра и назначив главным по «тому, чего не может быть» (спецпредставителем президента РФ по торгово-экономическим связям с Украиной – profiok.com), – комментирует заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – На мой взгляд, основной недостаток Ливанова – абсолютное неумение выстраивать диалог с профессиональными сообществами. Надо умудриться вести такую политику, чтобы тобой были недовольны все кругом: учёные и РАН, преподаватели и ректоры вузов, школьные учителя и родители школьников. Мы на протяжении нескольких лет проводим «встречи в Давосе», куда приглашаем руководителей кадровых служб предприятий и представителей ведомств, отвечающих за кадровую политику в стране. Несмотря на многочисленные настойчивые приглашения, нам ни разу не удалось добиться присутствия на встрече представителей Минобрнауки, в то время как производственникам было что им сказать и что посоветовать. Видимо, Ливанову и его подчинённым это попросту неинтересно! Если Ольга Васильева, будучи дипломатом, сможет наладить конструктивные отношения со всеми заинтересованными сторонами и обеспечит устойчивую «обратную связь», думаю, есть серьёзные шансы на то, чтобы подход к образованию в России, наконец, стал системным».
Фото: сайт территориясмыслов.рф, пресс-служба ЦЭРС.
По мееньшей мере странным примером современного проявления героизма представляется, со слов Васильевой, «возрождение гражданской авиации»
Васильева такой же патриот как из МЕНЯ КОСМОНАВТ Юрий Гагарин — это обычная БЕЛО-НАЦИСТСКА из сословия ПОПОВ, кот. порядка 1000 лет ПРОДАЮТ РОССИЮ и НАРОД — вот здесь и ПРО НЕЕ БУДЕТ — vk.com/video-64179184_456239123?list=0d88b402...