Новейшее океанское спасательное судно «Игорь Белоусов» Военно-Морского Флота (ВМФ) России в рамках 4-го этапа заводских ходовых испытаний в условиях глубокого моря в Атлантике успешно провело первый этап межведомственных испытаний поисково-спасательного оборудования и бортовых систем.
Проверялась работа глубоководного водолазного комплекса ГВК-450, буксируемого гидролокатора бокового обзора, рабочего телеуправляемого подводного аппарата (РТПА) «Пантера Плюс», других систем жизнеобеспечения судна. Программа испытаний в условиях глубокого моря на этом этапе выполнена в полном объеме.
В настоящее время начата подготовительная работа ко второму этапу межведомственных испытаний, который предполагает привлечение водолазов-глубоководников, прошедших специальную подготовку.
В ходе испытаний глубоководного водолазного комплекса ГВК-450 спасательное судно «Игорь Белоусов» успешно произвело в Атлантике погружение водолазного колокола на рабочую глубину 450 м.
Параметры работы в процессе погружения водолазного колокола измерялись специальными датчиками, информация которых анализировалась специалистами. Были проверены работа по всем параметрам газовых режимов, параметры герметичности, функционирование систем водолазного колокола и спуско-подъемного устройства.
Первый этап межведомственных испытаний всех систем ГВК-450 и водолазного колокола проходил без привлечения личного состава и водолазов. Этот этап предполагал многократную проверку совместной работы всех систем комплекса на соответствие техническим требованиям Главного командования ВМФ.
Также, с борта судна было осуществлено погружение РТПА «Пантера Плюс» на глубину 1000,05 метра.
РТПА «Пантера Плюс» состоят на вооружении служб поисковых и аварийно-спасательных работ флотов ВМФ России и способны работать на глубинах до 1000 м. Они оснащены двумя гидравлическими манипуляторами, на которые можно установить дополнительное оборудование: тросорезы, циркулярную пилу и гидромонитор для размытия грунта).
Помимо этого «Пантера Плюс» оборудована функциями автоматического удержания глубины, гидролокатором кругового обзора, системой гидроакустического позиционирования и устройством для размыва грунта.
Операторы, находящиеся на спасательном судне ВМФ любого класса, могут наблюдать за действиями РТПА «Пантера Плюс» с помощью видеокамер заднего обзора, а также двух управляемых телекамер повышенной светочувствительности, расположенных рядом с манипуляторами.
Благодаря мощным движителям, РТПА «Пантера Плюс» имеет высокие показатели управляемости, может служить платформой для размещения широкого спектра поисково-спасательного оборудования и инструментов. Он эффективен при организации работ по оказанию помощи аварийной подводной лодке.
Планируется, что после завершения четвертого этапа заводских ходовых испытаний в Атлантике экипаж спасательного судна «Игорь Белоусов» приступит к государственным испытаниям. Судно войдет в состав ВМФ до конца текущего года.
Справка:
Океанское спасательное судно «Игорь Белоусов» службы поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ России вышло из главной базы Балтийского флота, Балтийска 25 августа и взяло курс на Атлантику, где до середины сентября месяца отработает ряд задач четвертого этапа заводских ходовых испытаний.
Перед фазой Атлантических испытаний судно совершило контрольный выход из Балтийска в район Балтийского моря с целью проверки всех систем и устройств на борту.
«Игорь Белоусов» – головное спасательное судно проекта 21300С, построенное для ВМФ России на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге. Предназначено для оказания помощи экипажам аварийных подводных лодок, лежащих на грунте или находящихся в надводном положении, подачи воздуха, электроэнергии и спасательных средств на подводные лодки и надводные корабли.
Кроме того, судно может осуществлять поиск и обследовать аварийные объекты, в том числе и в составе международных морских спасательных формирований. Водоизмещение судна – 5000 тонн, длина – свыше 100 метров.