На заседании правительства 24 марта 2016 года рассматривался вопрос об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам. Министр труда и социальной защиты РФ представил несколько законопроектов, уже одобренных комиссией правительства по законопроектной деятельности. Все они касаются создания системы независимой оценки квалификации и формирования доверия к ней со стороны работников и работодателей.
Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» (проект)
Поскольку требования к квалификации работников растут, а сотрудники компаний в рамках непрерывного образования и в процессе работы приобретают новые компетенции, возникла необходимость создать систему, в которой человек мог бы подтвердить свою квалификацию. Как пояснил Дмитрий Медведев, в противном случае будет невозможно определить, насколько подготовлены сотрудники компаний, «где слабые места и как дальше выстраивать работу по отраслям». Более того, подразумевается, что полученное подтверждение квалификации будет признаваться работодателями, то есть может быть учтено при приёме на работу или новую должность. В то же время и для работников, и для работодателей оценка квалификации является добровольной.
Иными словами, создание системы будет означать, что в любой момент и работодатель, и работник на добровольной основе смогут оценить знания и компетенции работника, и эта система будет независима от системы образования.
Законопроектом предусматривается формирование такой системы с помощью Национального совета при Президенте по профессиональным квалификациям, который выступит в роли координатора. На базе отраслевых объединений работодателей будут созданы советы по профессиональным квалификациям, которые отберут центры оценки квалификации и будут проводить с ними методическую работу. Центры будут проводить экзамены и выдавать соответствующие документы – свидетельство о квалификации или заключение с рекомендациями соискателю, если экзамен был сдан неудовлетворительно.
Как сообщил Дмитрий Медведев, за прошедший год было создано 50 подобных специализированных центров, в которых квалификацию уже подтвердили более четырёх тысяч человек. За три ближайших года, по словам Максима Топилина, количество таких организация вырастет до 400.
«Мы исходим из того, что пока это будет добровольный режим, потому что нам нужно эту систему создавать, таких прецедентов у нас не было», – сказал Максим Топилин. Аналогичное «пока» прозвучало и по поводу финансирования. В будущем система оценки квалификаций должна стать окупаемой за счёт работодателей, но пока на эти мероприятия выделяются бюджетные средства.
Предусмотрено также ведение информационно-справочного ресурса, где будут собраны сведения о всех центрах, советах, профстандартах, сроках действия свидетельств, подтверждающих квалификацию, и т.д.
Изменения в Налоговом кодексе
В связи с принятием закона «О независимой оценке квалификации» предполагается внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс РФ. Работникам, решившим подтвердить свою квалификацию путём независимой оценки, будут предоставлены налоговые льготы, поскольку услуга будет платной. По словам Максима Топилина, сумма вычетов будет составлять до 120 тысяч рублей в год, при этом «никаких налоговых потерь не будет», поскольку суммы, заложенные Минфином на социальные вычеты, «в принципе не выбираются».
Предприятия смогут относить расходы, связанные с внедрением системы независимой оценки квалификаций, на себестоимость.
Эти меры, по мнению Дмитрия Медведева, должны простимулировать специалистов и компании к участию в независимой оценке.
Изменения в Трудовом кодексе
Принятие ФЗ «О независимой оценке квалификации» повлечёт за собой изменения в трудовом законодательстве, связанные с регулированием порядка прохождения работниками оценки квалификации или направления работодателями сотрудников для прохождения такой оценки (с их письменного согласия). Законопроектом предусмотрено сохранение за сотрудником рабочего места (должности) и средней зарплаты. Кроме того, в случае необходимости будут оплачены командировочные расходы. Словом, в отношении оценки квалификации будут работать те же правила, что и для прохождения профессионального обучения.
Что дальше?
Законопроекты планируется рассмотреть в Думе в течение весенней сессии. Тогда до конца 2016 года можно будет говорить о подготовке нормативной базы: принятии требований к центрам, к проведению экзаменов и так далее. Несмотря на то, что Счётная палата сочла предлагаемую систему «несколько громоздкой», министр труда считает, что мероприятия нужно запустить, а потом уже корректировать систему «по ходу».
Точно так же, «по ходу», будут корректироваться профессиональные стандарты. На сегодня, по оценке Минтруда, профстандартами, которых подготовлено уже более 800, охвачено около 55% занятых в экономике страны. В текущем году работа будет продолжена. Во-первых, необходимо покрыть профессиональными стандартами всю сферу занятости, во-вторых – обновить то, что уже разработано, поскольку квалификационные требования постоянно изменяются.
С июля 2016 года вступает в силу закон, связанный с применением разработанных профстандартов. В настоящее время ведомство Топилина готовит соответствующие разъясняющие документы, необходимые для внедрения профстандартов работодателями. Максим Топилин призвал компании с госучастием и госкорпорации активнее начинать работу по внедрению профстандартов, «чтобы это являлось примером для коммерческого сектора».
Наконец, Минтруда планирует рассмотреть на весенней сессии Госдумы законопроект, закрепляющий порядок использования и обновления справочников востребованных профессий, подготовленных ведомством ранее.
Параллельно с ведомством Топилина министерство образования и науки будет продолжать работать над приведением образовательных стандартов, по которым в России готовят специалистов, в соответствие с утверждёнными профстандартами. Правда, чиновники говорят об этом как-то неуверенно и обтекаемо. Топилин сообщил, что «были сделаны подходы, чтобы новые требования учитывались в образовательных программах», Ливанов сказал, что система оценки квалификаций «даёт дополнительные инструменты, которые позволят более точно транслировать сигналы рынка труда системе образования».
Максим Топилин рассказал также, что есть проблема подготовки преподавателей, которые могли бы обучать специалистов в соответствии с новыми требованиями. Для подготовки рабочих кадров методологический центр уже создали на базе агентства «Ворлдскиллс Россия» – как выразился Топилин, «пока временно». В ближайшем году планируется «привести к должному уровню» около 700 преподавателей средних профессиональных учебных заведений.
Задачи правительства, как сформулировал Дмитрий Медведев, остаются прежними: создание эффективных рабочих мест и повышение производительности труда.
Комментарий profiok.com
О профстандартах, квалификациях и необходимости согласования образовательных программ с требованиями работодателей в России говорят уже много лет. В одной из наших публикаций мы уже упоминали, что термин «профессиональный стандарт» появился в официальных документах ещё в 1997 году. Девятнадцать лет спустя, наконец, замаячили контуры некой системы, в которой все составляющие придётся ещё долго дорабатывать «по ходу».
Нет никаких сомнений в том, что система независимой оценки квалификаций, описание самих квалификаций в виде профессиональных стандартов, модернизация ФГОСов на соответствие этим стандартам – дело важное, нужное и давно ожидаемое российскими предприятиями. Но есть опасения, что в процессе доработки «по ходу» мы получим, мягко говоря, не то, чего ждём.
«Мы регулярно обсуждаем с руководителями предприятий ОПК ситуацию с дефицитом квалифицированных кадров, – рассказал директор Центра экономического развития и сертификации ИНЭС (ЦЭРС ИНЭС) Роланд Шарифов. – Все отмечают, что создание системы профстандартов в России идёт очень непросто: из-за отсутствия централизованного обмена данными действия различных ведомств не согласованы, и пока одно утверждает профессиональный стандарт, другое тем временем изменяет нормативную базу, на которой он основан. Введение сертификационных испытаний может ещё сильнее усложнить задачу. Например, мы часто слышим, что разработчики профстандартов часто намеренно занижают требования к специалистам, понимая, что это облегчит процесс прохождения сертификации. В итоге по таким стандартам начнут готовить специалистов, заведомо не соответствующих реально востребованному уровню компетенций. Выйти из ситуации поможет только широчайшая профильная экспертиза с привлечением максимального количества профессиональных сообществ и объединений работодателей.
Но даже в этом случае проблем не избежать. Экспертами Института экономических стратегий, коллегии Военно-промышленной комиссии РФ и ассоциации «Аналитика» подготовлен стандарт компетентности руководителей предприятий ОПК. Сейчас стандарт проходит стадию широкого экспертного обсуждения. Разработчики уверены, что стандарт ориентирован на реальный круг компетенций, необходимых руководителю предприятий ОПК, поскольку в подготовке документа принимали участие руководители оборонных предприятий. Тем не менее, стандарт, насчитывающий десятки параметров, представляет собой, по сути, идеал – в реальности, как правило, недостижимый. Это значит, что получение сертификата соответствия даже успешными руководителями оборонных предприятий почти наверняка будет предполагать предварительное обучение».
В заключение хочется предостеречь граждан и руководство компаний: берегитесь мошенников! Введение в России системы ЕГЭ породило целый ворох контор, якобы гарантирующих успешную сдачу экзамена, доверие работодателей к дипломам частных вузов повлекло за собой появление на рынке труда тысяч обладателей липовых дипломов. Пока система оценки квалификаций растёт и крепнет, вокруг неё неминуемо будут роиться недобросовестные, но предприимчивые сограждане, желающие заработать. Так, несколько дней назад на сайте Минтруда появилось сообщение, предупреждающее о случаях недостоверной рекламы, связанной с обязательным прохождением платных семинаров по применению профстандартов. То ли ещё будет…
Фото: пресс-служба Правительства РФ, пресс-служба ЦЭРС.