В случае нештатной ситуации устройство гарантированно вернет космонавта из открытого космоса на корабль. Для маневрирования сейфер снабжен 16 микродвигателями. В настоящее время прототип скафандра проходит испытания на специальном наземном стенде.
Специалисты НПП «Звезда» разработали скафандр, который в случае нештатной ситуации при работе в открытом космосе гарантированно вернет космонавта на корабль или станцию, рассказал генеральный директор и главный конструктор предприятия Сергей Поздняков в интервью «Российской газете».
«Представьте: космонавт улетел, как в известном фильме, и ему надо спасаться. Счет идет на секунды. А тут: нажал кнопку – и спасательное устройство, или сейфер, само возвращает тебя, – пояснил Поздняков. – Мы хотим интегрировать систему спасения космонавтов прямо в скафандр «Орлан», который используется для работы в открытом космосе. У него жесткая кираса, которая позволяет это сделать».
Устройство полностью автоматизировано – как катапульта летчика. Все операции сейфер способен выполнить самостоятельно.
«Сейфер точно будет иметь 16 микродвигателей. Чтобы и поворачиваться, и стабилизироваться, и перемещаться в космосе», – добавил ученый.
В качестве топлива в устройстве используется сжатый воздух.
«Главное, чтобы была реактивная струя. Но в «Орлане» есть кислород в баллонах под высоким давлением. Конечно, кислород использовать менее эффективно, однако тоже можно», – рассказал Поздняков.
Удаление космонавта от корабля или станции более, чем на 100 метров, опасно.
«Дальше – сложности с точки зрения ориентации, возвращения, влияния орбит. Идея в том, чтобы автоматика понимала это удаление. Либо включалась с борта станции оставшимся там космонавтом. Есть разные варианты, но, повторю, главное – сделать автоматику, которая бы разворачивала, ориентировала и возвращала», – пояснил главный конструктор.
Разработкой систем спасения специалисты НПП «Звезда» начали заниматься еще в начале 2000-х годов.
«И даже сделали образцы. Доставка планировалась на одном из американских шаттлов. Но тогда потерпела катастрофу «Колумбия», и полеты челноков остановились на два года. Грузопоток пошел только на наших «Прогрессах». Под лупой рассматривался каждый полезный грамм. В общем, образцы остались на Земле», – напомнил конструктор.
Та система спасения управлялась вручную.
«Как и нынешняя у американцев. Надо извлечь пульт, включить систему, сориентироваться, застабилизироваться… В стрессовой ситуации все это сложно, а главное – долго», – объяснил ученый.
В настоящее время устройство проходит испытания, которые должны завершиться в мае 2015 года.
«Сейчас мы испытываем прототип конструкции автоматизированной системы спасения космонавтов. Это оценка концепции, подходов. Испытания проходят на специальном наземном стенде. А на станции надо будет установить определенные радиомаяки, которые бы по радиосигналу управляли системой спасения», – добавил конструктор.
По словам экспертов, космонавты очень ждут подобную страховку. Сейчас, работая в открытом космосе, они пристегиваются к поручням станции с помощью двух карабинов. Это вполне надежно, но мешает быстро передвигаться. Космонавты иногда даже нарушают инструкцию – работают, не пристегнувшись. Это большой риск.
«Пока мы занимаемся «спасателем» в инициативном порядке. Надеемся, разработка вызовет интерес у Роскосмоса», – заключил Поздняков.
http://путь.рф