28.03.2024 г. Четверг, 17:02
Главная > Без рубрики > Правительство: управлять по-новому

Правительство: управлять по-новому

Правительство РФ утвердило 13 октября постановление, регулирующее порядок организации проектной деятельности на федеральном уровне. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано выстроить проектную работу аналогичным образом.

Проектное управление: цели

Заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. 13.07.2016В документе (ПП №1050 от 15.10.2016 «Об организации проектной деятельности в Правительстве РФ» – profiok.com) проект определяется как «комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений». Ещё в июне 2016 года, когда создавался Совет при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, речь шла о том, чтобы повысить эффективность работы правительства и сосредоточить силы на том, что требует первоочередного решения, по возможности – безотлагательного.

К приоритетным направлениям отнесены: образование, здравоохранение, жильё, ЖКХ, дороги, международная кооперация, производительность труда, развитие малого бизнеса, совершенствование контрольной и надзорной деятельности, экология и развитие моногородов. По сообщениям информационных агентств, конкретика по всем направлениям – чёткие задачи, целевые показатели, необходимые ресурсы, объём финансирования и т.д. – появится до конца текущего года. Девять из одиннадцати направлений получат дополнительное финансирование из бюджета.

30 сентября Дмитрий Медведев заявил, что необходимо «поменять всю систему государственного управления». Эффективности планируется достичь за счёт того, что участники проектных групп смогут взаимодействовать напрямую, невзирая на ведомственную принадлежность. В результате, по словам Медведева, вопросы можно будет решать «без долгих и, как правило, избыточных согласований». Предполагается, что за счёт сквозного финансирования (средства выделяются на реализацию проекта, а не каждому ведомству на решение его задач) удастся сократить бюджетные расходы. Кроме того, инструментарий проектного управления позволяет своевременно оценивать риски и принимать меры по их нейтрализации, отслеживать ход выполнения проекта и вносить необходимые коррективы.

До сих пор из официальных источников звучали только общие соображения о важности внедрения проектного подхода. Работа по созданию нормативной базы велась несколько месяцев. После принятия на заседании правительства документов, содержащих не только декларации, но и конкретные регламенты и сроки, стало понятно: система действительно начинает перестраиваться. По крайней мере, попытка будет сделана. Работа уже началась.

Проектное управление: участники

Заседание правительства. 13.10.2016Функциональная структура системы управления проектной деятельностью в правительстве РФ в сорокастраничном постановлении описана достаточно подробно.

Во-первых, создаются (или уже созданы) постоянные органы управления проектной деятельностью. На самом высшем уровне это президиум Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам, формирующий портфель приоритетных проектов и оценивающий ход их реализации, и федеральный проектный офис, обеспечивающий деятельность Совета, координирующий работу по проектам и занимающийся внедрением методов проектного управления и соответствующих информационных технологий. Эти функции будет выполнять департамент проектной деятельности правительства.

Аналогичные структуры – координационный орган и проектный офис – будут создаваться в каждом федеральном ведомстве. Например, функции проектного офиса может взять на себя специальное подразделение министерства или подведомственная организация. Проектные офисы будут также отвечать за аккумулирование компетенций в сфере проектного управления и формирование кадрового резерва в этой области. Заметим, что для сохранения единства проектной работы в состав ведомственного координационного органа обязательно должен входить представитель федерального проектного офиса.

Во-вторых, для каждого проекта создаются временные органы управления. Прежде всего, это проектный комитет, возглавляемый куратором проекта (назначается из числа вице-премьеров – profiok.com). Задача проектного комитета – координация работы, утверждение сводных планов и паспортов проектов, мониторинг хода реализации, подготовка проектов необходимых нормативных актов. В постановлении правительства отдельно подчёркивается, что решения проектного комитета приоритетного проекта обязательны для исполнения федеральными органами исполнительной власти. При этом решения проектного комитета вступают в силу практически немедленно, а именно через три дня после подписания.

Кроме куратора, для каждого проекта указывается функциональный заказчик (ведомство, «в наибольшей степени заинтересованное в результатах проекта» – profiok.com). Заказчик определяет требования к результатам проекта, согласовывает показатели эффективности, осуществляет приёмку промежуточных результатов.

Заседание Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. 13.07.2016Руководитель проекта, как и принято в проектном менеджменте, осуществляет оперативное управление реализацией проекта: организует работу, контролирует сроки, качество и ресурсы, актуализирует данные в автоматизированной информационной системе, осуществляет мониторинг, формирует отчётность и курирует выполнение проектов более низкого уровня. Издание «Коммерсант.ru» со ссылкой на свои источники сообщило, что в роли руководителей проектов организаторы реформы видят заместителей министра: министр в силу занятости не сможет ежедневно заниматься проектом, а чиновники с более низкими должностями не обладают достаточными полномочиями и авторитетом.

На случай если руководителем проекта всё-таки окажется чиновник недостаточно высокого ранга вводится ещё одна проектная роль под названием «Старшее должностное лицо». Этот человек будет иметь статус заместителя председателя проектного комитета. Старшее должностное лицо работает в связке с куратором и руководителем проекта и занимается, в основном, координацией и консультационной работой. Как пояснили «Ведомости» со ссылкой на знакомого с ситуацией чиновника, сделано это для того, чтобы «увеличить вес проекта»: например, если в роли руководителя проекта выступает директор какого-то департамента конкретного министерства, то старшим должностным лицом может быть назначен заместитель министра.

Ещё одна проектная роль – администратор проекта. Это может быть как один человек, так и целое структурное подразделение. Задача администратора проекта – осуществление организационно-технического обеспечения рабочих органов проекта.

Подозреваем, что у читателя уже давно вертится в голове вопрос: «А работать-то кто будет? Кто будет заниматься непосредственно реализацией проекта?»

Отвечаем: для реализации проекта или программы создаются рабочие органы, группы и так далее. Руководитель проекта может привлечь к работе любого сотрудника органа исполнительной власти – правда, по согласованию с его непосредственным руководителем. При этом непосредственные руководители несут персональную ответственность «за создание благоприятных условий для эффективной проектной деятельности работников» и обязаны при необходимости перераспределить нагрузку так, чтобы требуемый работник мог эффективно работать над реализацией проекта. «В случае конфликта между должностной и проектной нагрузкой работников приоритет имеют проектные задачи», – говорится в тексте постановления. Если один и тот же сотрудник оказался занятым в нескольких проектах, например, в приоритетном (федеральном) и ведомственном, то задачи по приоритетному проекту он должен выполнять в первую очередь.

Добавим, что в рамках каждого проекта будут также создаваться так называемые «обеспечивающие и вспомогательные органы управления проектной деятельностью»: экспертные группы, общественно-деловые советы. Эти структуры смогут участвовать в определении требований к результатам проекта, следить за ходом реализации и даже бить тревогу, если по мнению экспертов что-то пошло не так.

Органам государственной власти субъектов Федерации рекомендовано организовать проектную деятельность на своём уровне, так сказать, по образу и подобию, то есть по аналогии с описанной выше.

Проектное управление: компетенции

Заседание правительства. 13.10.2016До 30 апреля 2017 года будут разработаны и утверждены требования к участникам проектной деятельности в части, касающейся уровня их квалификации в сфере проектного управления. После этого будет сформирована система проверки соответствия компетенций участников проектной деятельности квалификационным требованиям. Срок, указанный в тексте распоряжения правительства, – 1 декабря 2017 года. Иными словами, через год с небольшим все чиновники, занятые в проектной деятельности, должны будут не только овладеть необходимыми компетенциями, но и подтвердить свою квалификацию. Это значит, что им предстоит не только участвовать в проектной работе, но и учиться.

Центром компетенций проектного управления, говорится в тексте постановления, станет Научно-образовательный центр проектного менеджмента РАНХиГС. В Центре будет накапливаться и систематизироваться отечественный и зарубежный опыт по внедрению проектного управления, вестись реестр документации. Центр компетенций будет отвечать за методологию, консультировать, а также развивать комплекс образовательных программ, готовить кадры и оценивать соответствующие компетенции.

Проектное управление: сроки

Вместе с постановлением о порядке организации проектной деятельности правительства РФ было подписано распоряжение (РП № 2165-р от 15.10.2016 – profiok.com), содержащее план первоочередных мероприятий. Сроки, надо сказать, достаточно жёсткие. Так, кураторы направлений должны быть определены к 1 ноября текущего года. К этой же дате должны быть сформированы общественно-деловые советы по направлениям и ведомственные проектные офисы. Разработка основных методологических документов будет завершена и того раньше – к 20 октября.

К 1 декабря 2016 года должен быть подготовлен, а к 1 февраля 2017 года развёрнут прототип автоматизированной информационной системы проектной деятельности.

До конца 2016 года ключевые участники проектной деятельности посетят семинары по управлению проектами, а до 29 декабря 2017 года планируется обучить не только «ключевых», но и всех остальных участников.

Даты, которая указывала бы, когда внедрение проектного управления в правительстве можно будет считать законченным, мы в документе не нашли.

Комментарий profiok.com

Юрий Смыслов«После беглого прочтения постановления правительства об организации проектной деятельности вспоминается известный анекдот об «эффективном управлении», – комментирует заместитель директора Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Юрий Смыслов. – Консалтинговую компанию пригласили для анализа проигрыша команды гребцов на восьмиместных байдарках. Эксперты выяснили, что в команде из восьми человек гребёт только один, все остальные – рулевые. Применив знания о современных управленческих технологиях, консультанты перераспределили проектные роли. Отныне в команду вошли четверо рулевых, двое старших рулевых, один главный рулевой и… по-прежнему один гребец. При этом для гребца ввели сложную систему показателей эффективности и подробнейшим образом задокументировали его обязанности. Нововведения не помогли: команда снова проиграла соревнования. Но теперь у менеджеров были все инструменты для проведения подробного аудита. Анализ показал, что гребец не справился с задачей и не достиг целевых показателей. Его с позором уволили, проект заморозили, а деньги, которые таким образом удалось сэкономить, пошли на премии руководителям проекта.

Это, конечно, юмор – надеюсь, в нашей реальности внедрение основ проектного менеджмента станет не только своевременным, но и эффективным. Хочется, чтобы все участники реформы понимали, что предстоит очень нелёгкий и многолетний труд. Конечно, проектное управление предоставляет гибкий инструментарий, но на этапе внедрения бюрократии и волокиты может стать не меньше, как многие ожидают, а в разы больше! К этому нужно быть готовыми и достойно пережить этот сложный период, который, я уверен, будет полон не только эйфории, но и разочарований, усталости и желания опустить руки.

Есть и ещё один момент. Не очень представляю, как чиновниками из министерств будет удаваться совмещать проектную работу с текущей операционной деятельностью, которой в госструктурах немало. Приоритеты теперь закреплены постановлением правительства, но на деле далеко не каждый решится отложить поручение непосредственного начальника из-за занятости в работе над проектом. Я уже не говорю про случаи, когда распоряжения начальства противоречат указаниям руководителя проекта!

Поэтому мы в наши курсы для руководителей предприятий наряду с модулями, посвящёнными проектному управлению, вводим занятия по формированию так называемых «мягких навыков», soft skills – лидерству, командной работе, развитию горизонтальных связей и так далее. Сегодня это очень важная часть управленческой культуры».

Один комментарий

  1. Здравствуйте уважаемые ! Предлагаю Проект защиты нематериальной культуры от разрушения Защитите нематериальную культуру от разрушения террористами. Мы проявляем нетерпимость, когда террористы разрушают объекты материальной культуры. Но при сохранении духовной культуры, они будут восстановлены. Нематериальная культура это и причина появления новых изобретений и произведений искусств. Поэтому народная мудрость гласит: «Исправлять необходимо не факты, нарушающие благополучие, а их причину появления». Господь предупреждал, что бояться нужно не тех, кто тело убивает, а тех, кто душу губит.
    Пример разрушения нематериальной культуры представлен в экспертизе «Стратегии организации воспитания до 2025 года. Она демонстрирует состояние разрушений нематериальной культуры. Поэтому это обыкновенная коррупционная схема для вытягивания из бюджета денег налогоплательщика. Такими же пороками обладают и другие Правительственные Документы. Для доказательства высылаю экспертизу Стратегии. Данная экспертиза также дает основание прекратить финансирование «Стратегии организации воспитания в РФ до 2025» из федерального и региональных бюджетов. Она доказывает и необходимость вернуть науку в управление общественными процессами. Содержание файла:
    1. Лжестратегия организации воспитания в РФ до 2025 года.
    2. Наука нормология и возможности профилактики терроризма
    2 Меморандум о нормологии
    С уважением Мигашкин Н. В.

Добавить комментарий для Николай Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прикрепить изображение